
Вчера мне написала в ватсапе одна знакомая учительница начальных классов, биологии и географии из Томска, которая в меру сил разрабатывает тему селькупской культуры:
“Гриша здравствуй. Гриша нахожусь на всероссийской научно-практической конференции “Родные языки народов России в системе образования”. Гриша тут много разных национальностей особенно коренные малочисленые народы. Мы выступаем на “круглом столе”. Гриша, напиши пожалуйста, какие мероприятия проходят в нашем регионе для сохранения селькупского языка? Сколько селькупов проживает в регионе? Какие проблемы в обучение и преподавании языка существуют. Мне обидно, что представителей селькупов нет.”
Да-да, издевательская свистопляска под названием #годязыков2019 #годязыков продолжается. Надо же как-то отчитаться, что языки цветут и пахнут – вот вам 30 (или уже 130?) мероприятий федерального уровня. Это больше двух в месяц, вот только к языкам это заведомо не имеет никакого отношения. Внушает надежду одно – кончается год, и вместе с ним кончится лживый “год языков”, и у нас будет два года небольшой передышки перед “десятилетием языков коренных народов”. Пусть те, кто придумал этот эпичный распил бюджетов съездят в деревни и взглянут в глаза последних носителей языков. Впрочем, наивно взывать к рассудку – “год” и “десятилетие” – не про носителей, да кого там интересуют какие-то местные дела. Сверкающие современные залы, презентации, высокий уровень заседаний, стенды, программки, пустые концепции. Эксперты единодушно подчёркивают важность проблемы. Невероятно тошнит от этого всего.
Итак, что там спросила у меня коллега? Пойдём по порядку.
- какие мероприятия проходят в нашем регионе для сохранения селькупского языка? – язык не поддерживается мероприятиями, о поддержке языка можно говорить только применительно к системной работе с измеримыми результатами, целеполаганием и ответственностью.
- Какие проблемы в обучении и преподавании языка существуют? – у нас в системе образования не существует никаких языков КМНС. Всё делается по личной инициативе нескольких человек при минимальной внешней поддержке.
- Мне обидно, что представителей селькупов нет – а что там делать представителям селькупов? О чём вообще это очередное безымянное заседание? А там, оказывается обсуждается концепция языков в системе образования: https://docs.edu.gov.ru/…/616ab265aa2810f14a…/download/2400/
Конечно же, это вода на 100%, благие намерения и ничего кроме. (Как собственно и все заседания, счёт которым давно потерян.) В общем-то, обсуждать здесь нечего. Я такие концепции могу каждый день писать. Все разделы напрочь лишены конкретного содержания. Совершенно не описана текущая ситуация с педагогикой КМНС – какие языки преподаются, какие нет и по каким причинам; сколько преподавателей по регионам, по языкам и в целом; сколько часов в неделю изучаются языки, в каких классах; каков уровень квалификации и уровень владения языком у педагогов; каков уровень владения языком у учеников на разных этапах; и мн.др. Это не абстрактные вопросы – все эти показатели измеримы и должны быть выражены статистически. Как вы собрались писать концепцию, если не имеете представления, где и что происходит? Концепция – это план развития, но от какой точки? Получается, что собрались развиваться исходя из ощущений и отзывов (раздел III). Измеримые показатели тоже отсутствуют напрочь, чего хотим достичь? Читаем цель: “способствовать сохранению уникального этнокультурного и языкового разнообразия Российской Федерации; обеспечению условий для осуществления конституционного права граждан на обучение на родных языках и их изучение в организациях, реализующих программы общего образования”. Очень благородные намерения. Наверное, дальше сказано, что многие языки КМНС не передаются в семье (втч больше полувека), следовательно не появляются естественным образом новые носители, что есть языки с единицами говорящих, а орочский вообще вымер, поэтому северная школа обязана выпускать молодёжь, для которой язык будет полноценной частью повседневной жизни. Разумеется, ничего подобного там не написано, из всего последующего текста ясно, что система образования существует совершенно независимо от “этнокультурного и языкового разнообразия”. В разделах 4, 5, 6 мы видим массу предложений, втч заслуживающих поддержки, но в полном отрыве от реальной ситуации на местах. За деревьями потеряли лес: сохранение языкового разнообразия подменили педагогическими упражнениями, а ради чего всё? Чтобы было что внедрять и на конференции ездить? Первичны-то языки. Количество владеющих и сферы употребления. И то, и то опять-таки измеримо количественно и качественно. Чем собрались языковое разнообразие измерять, программами и мониторингом?
По итогам первого дня конференции учитель, которая обратилась ко мне, сделала вполне ожидаемые выводы: ничего конкретного, сплошная вода, пафос и дурдом. Приехали много учителей КМНС, каждый старался говорить о своих проблемах, на что организаторы говорили: мы не обсуждаем концепцию, концепция уже принята, мы обсуждаем, как её реализовать. Нет, ну серьёзно? Сначала провели пятьсот заседаний, безотносительно этого неизвестно как приняли какой-то абстрактный документ, а потом созвали всех на пятьсот первое заседание, чтобы узнать: а как вообще это реализовывать? Уровень и профессионализм зашкаливают, о чём тут говорить, если цели, задачи и результаты не сформулированы и не сходятся. В течение дня томский педагог советовалась, какие вопросы стоит задать. В итоге спросили: как будет оцениваться эффективность на уровне учителя, школы, муниципалитета, региона? Ответ на всё один, новая волшебная палочка – ФГОСы, вот доработают их, будет и качество образования на всех уровнях. Больше никакой конкретики. Ещё такой вопрос: какова вообще цель образования КМНС, обучения родным языкам? Ответа не последовало. Заезженную софистику о популяризации (о боже!) и передаче наследия за ответ считать не стоит. Разве что посоветовали учителям самим работать побольше и получше, тогда и результат будет. На самом деле этот бестолковый ответ (это было сказано при обсуждении концепции – работайте мол сами как знаете, да получше) вполне правдив. Реально поддержать языки коренных народов в сегодняшних условиях можно только и исключительно на местах, на земле, работая с людьми. Знать язык самому, передавать другим, расширять возможности использования языка. Мы в Томской области привыкли двигать ситуацию в будущее за счёт собственных сил и средств. А откуда возьмутся внешние средства, если всё уходит на 100500 конференций, форумов и прочий год языков. Не до языков тут.
Ближе к новому году напишу итоговый текст. Этот получился на 5600 знаков, с ума сойти. Я не собирался.