Архив iR. СПЧ оценил проблемы добычи нефти в Ханты-Мансийском автономном округе

12-15 августа в Ханты-Мансийском автономном округе прошло выездное заседание Совета по правам человека при президенте РФ. Эксперты российского отделения Greenpeace работали в составе экологической комиссии Совета.

В первый день выезда эксперты российского отделения Greenpeace в составе официальной делегации Совета по правам человека побывали на Мамонтовском месторождении, где представители «Роснефти» показали, как они убирают разливы и как выглядят загрязнённые участки после рекультивации.

Председатель Совета по правам человека при президенте РФ Михаил Федотов на выездном заседании в ХМАО

«К сожалению, когда мы посещали это месторождение раньше, не по согласованному с нефтяной компанией маршруту, картина была совсем другой: неубранные разливы или просто засыпанная песком нефть, ветхие нефтепроводы, где порывы случаются через почти каждые 15-20 метров, высохший погибший лес. Всё это — вдоль дорог, на открытых и доступных частях месторождения. Ситуация меняется к лучшему, но, космоснимки показывают, что много аварий до сих пор происходит на закрытых и недоступных общественной проверке участках: за контрольно-пропускными пунктами компании», — комментирует эксперт комиссии по экологическим правам Елена Сакирко.

Во время работы Совета коренная жительница, представительница народа ханты, прислала видео разлива компании «Сургутнефтегаз», который она обнаружила на своей земле две недели назад: нефть не убрали, а засыпали мхом и песком. Но компания не пустила экспертов комиссии на место аварии и в этот же день, по словам коренных жителей, «загрязнённые нефтью деревья были вырезаны, а земля, где разлилась нефть, перекопана».

Дорога на нефтяном месторождении в ХМАО

В Ханты-Мансийском автономном округе добывается около половины нефти в России, здесь работают крупнейшие нефтяные компании — «Роснефть», «Газпром нефть», «Лукойл», «Сургутнефтегаз» и другие. Регион лидирует и по количеству разливов нефти: только по официальной статистике за прошлый год здесь произошло 2 708 порывов на нефтепроводах.

Эксперты российского отделения Greenpeace уже много лет добиваются системного решения проблемы разливов нефти: организуют независимые общественные инспекции действующих месторождений в сопровождении журналистов и блогеров, участвуют в проверках совместно с Природназором ХМАО и Управлением федерального Росприроднадзора по ХМАО, озвучивают предложения по изменению законодательства на федеральном и региональном уровнях.

Эксперты российского отделения Greenpeace, участвовавшие в выездном заседании СПЧ в ХМАО

Однако разливы нефти — не единственная проблема, связанная с нефтедобычей. При строительстве дорог, линий электропередач и других линейных сооружений, связанных с нефтедобычей, происходит деградация ландшафтов. Почти половина территории ХМАО — это озёра, болота и заболоченные земли. Из-за строительства дорог без необходимой системы водоотводных труб высыхает и гниёт лес по обеим сторонам трасс, нарушаются русла рек и ручьёв, становится всё меньше рыбы. Эти проблемы можно было наблюдать во время объезда священного для коренных народов озера Имлор. Хранитель озера Имлор Сергей Кечимов указывал нефтяникам на то, что реки и ручьи стали совсем мелкими, рыба исчезла, лес высох и даже озеро стало меньше.

Хранитель озера Имлор Сергей Кечимов рассказывает об уроне окружающей среде, который наносит деятельность нефтяников

В ХМАО нефтяные компании в основном работают на землях коренных народов, поэтому ещё одной важной темой выезда Совета стал вопрос нарушения права коренных народов на свободное, предварительное и осознанное согласие на принятие решений, затрагивающих их права и законные интересы, в т. ч. добычу нефти на их землях (этот принцип закреплён в Международной Декларации ООН о правах коренных народов).

На круглом столе по вопросам поддержки коренных народов, который прошёл в рамках выезда Совета в деревне Русскинская обсуждались следующие проблемы:

  1. При подписании экономических соглашений с нефтяной компанией, которая получает лицензию на добычу нефти на их землях, у коренных жителей почти нет реальной возможности повлиять на размещение промышленных объектов или не согласовать добычу нефти на землях, где они занимаются оленеводством, охотой, сбором ягод и рыбной ловлей.
  2. Во время подписания соглашений на коренных жителей зачастую оказывают психологическое давление и предлагают компенсации, которые не соответствуют реальному ущербу; у компании «Сургутнефтегаз» компенсация в виде материальных объектов облагается налогом, на уплату которых у коренных жителей нет денег. Например, в посёлке Лянтор почти каждая семья должна «Сургутнефтегазу» около 60-70 тысяч рублей.
  3. На территориях традиционного природопользования коренных народов регулярно случаются разливы нефти, работающие на территории коренных народов компании или их подрядчики оставляют свалки, коренные жители сообщают о случаях гибели оленей (как от отравления нефтепродуктами, так и при столкновении с грузовиками на промысловых дорогах, домашних оленей отстреливают браконьеры). Всё это часто не попадает в официальную статистику компаний: полиция отказывается принимать заявления о гибели оленей, выезжать на место происшествия и составлять протоколы.
  4. Прозвучало много обращений о правомерности контрольно-пропускных пунктов (КПП) на въездах на территории, где работают нефтяные компании. КПП изначально были созданы как препятствие для браконьеров и посторонних лиц, но вместо этого они создают препятствия для проезда местных жителей и их гостей на родовые земли.

Отдельно обсуждались планы «Сургутнефтегаза» добывать нефть на самом ценном участке природного парка «Нумто», его водно-болотных угодьях. Эта территория расположена недалеко от священного для коренных народов озера Нумто. По мнению Татьяны Меркушиной, эксперта по особо охраняемым природным территориям ХМАО, выдача лицензии компании «Сургутнефтегаз» на работу в природном парке «Нумто» была проведена в нарушение федерального законодательства, а согласованный в 2016 году проект постановления правительства ХМАО «О Положении о природном парке «Нумто», разрешающего добывать нефть на водно-болотных угодьях, прямо противоречит нормам Федеральных законов.

Добыча нефти — это не только разливы, погибший лес и пересохшие реки, нарушение прав коренных народов и потеря возможности вести традиционный образ жизни и сохранять свою культуру. Это ещё и огромный вклад в изменение климата, а значит и нарушение права всех россиян на благоприятную окружающую среду. Сжигание нефти для производства энергии приводит к выбросам парниковых газов и нагревает нашу планету всё сильнее. Чтобы избежать климатической катастрофы, необходимо отказаться от разработки новых месторождений, вместо этого развивая энергосбережение и возобновляемые источники энергии.

Источник