Категорически не согласна с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации ”ОФЗ ”Основы правового статуса коренных малочисленных народов России”.
Закон необходим для коренных малочисленных народов Севера. Во всех цивилизованных странах, в том числе и в бывшем СССР, в отношении коренных малочисленных народов Севера проводилась особая политика, направленная на сохранение генофонда малых народов, их традиционной деятельности, самобытной культуры. Право коренных народов сохранить свой образ жизни, свою этнокультурную специфику это неотъемлемое право человека, гарантированное Конституцией РФ ст. 19 п.2.
Конституция РФ (ст.69) гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.
В июне 1989 г. делегация СССР подписала международную Конвенцию 169 о коренных народах и народах ведущих племенной образ жизни в независимых странах.
На Парламентских слушаниях ”О ратификации Конвенции 169 МОТ” 22.11.94 принято решение, в том числе рекомендовать Президенту, как гаранту Конституции внести Конвенцию 169 МОТ на ратификацию в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, привести все законодательство РФ в соответствие с Положениями Конвенции 169 МОТ, разработать пакет законопроектов о правах коренных малочисленных народов РФ, в том числе ”О правовом статусе коренных народов России” ”О традиционном природопользовании коренных малочисленных народов России”
Это было правильное решение депутатов, оно поддерживалось и одобрялось Ассоциациями народов Севера. К сожалению, рекомендации не были выполнены. В настоящее время, крайне необходим отрегулировать правовые нормы по малочисленным народам.
В регионах России, в том числе и на Камчатке не выполняются Указ Президента РФ Ельцина Б.Н. ”О неотложных мерах по защите мест проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера”, постановление Государственной Думы РФ ”О кризисном положении экологии и культуры малочисленных коренных (аборигенных) народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ” В федеральных законах 1991-1996 гг. ”Земельный Кодекс РСФСР“ , ”О плате за землю”, ”О животном мире” , ”О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях”, ”0б основах государственного регулирования социально- экономического развития Севера РФ” и других документах указано на особые права коренных народов на природные ресурсы и специфику их культурного развития, нф этих законах отсутствует детальный механизм позволяющий коренным народом реализовать эти особые права. Местные исполнительные органы власти, зачастую не выполняют эти законы, ссылаясь на то, что до сих пор не приняты основные законы ”Основы правового статуса коренных малочисленных народов”, ”О традиционном природопользовании коренных малочисленных народов России”. По данной причине не закрепляются за коренными жителями области охотничьи угодья, оленьи пастбища, рыболовные участки, с большими трудностями выделяются для северных нардов лимиты на возобновляемые биологические ресурсы, без согласия коренных жителей на территориях традиционного проживания ведутся промышленные разработки.
Считаю, что не следует делить народы Севера по признаку их количественного проживания, т.е. полностью исключить из употребления термины компактное” ”дисперсное” проживание малочисленных народов Севера. Коренные жители Камчатки и других регионов Дальнего Востока, Севера и Сибири не виноваты в том, что в 17 веке Россия интенсивно расширяла свою территорию, во время так называемых ”открытий”, оттесняла коренных жителей на Север, на менее обжитые места, затем во время освоения Севера, места, где исторически проживали северные народы интенсивно заселялась приезжими. В результате коренные жители на своих землях остались в меньшинстве, т.е. стали проживать не компактно, тем самым лишились права на традиционный образ жизни и в настоящее время лишаются из-за этого права возрождать свою традиционную деятельность и культуру. Коренные жители в своих регионах по количеству составляют мизерный процент от общего числа населения и предоставленные им государством льготы по приоритетному природопользованию и другим социальным направлениям существенно не повлияют на общее состояние экономики региона. Государство должно принять все меры, чтобы малочисленные северные народы не исчезли как этнос, как самобытные народности России.
Что касается предположения, что предоставление льгот по национальному признаку может вызвать социальную напряженность это не верно.
На Камчатке уже много лет проживают русские и люди других национальностей. Между коренными жителями и приезжими никакой розни не наблюдается. Никто из прибывших на Камчатку не высказывает претензии или недовольство в адрес малочисленных нардов за предоставляемое государством льготы. Наоборот, многие прибывшие с материка сочувствуют тяжелому положению коренных народов, помогают им отстаивать свои права, сохранять самобытнуо национальную культуру, традиционную деятельность, выжить в тяжелых условиях рынка.
И последнее хотелось бы чтобы в комиссиях по выработке законов по проблемам коренных народов Севера преобладающее большинство было представителей из числа этих малочисленных народов.
Ведущий специалист Камчатского регионального центра Госкомсевера РФ, член правления АНС Камчатской области В. Успенская