Архив iRussia. Вахрин С.И. Eлизовским районным судом отказано в праве на этническое самоопределение Вере Ковейник

Eлизовским районным судом Камчатского края отказано в праве на этническое самоопределение патриарху рода камчадалов, члену совета старейших коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока при губернаторе Камчатского края, председателю «родовой общины коренного малочисленного народа ительмены «Пимчах Мэлвон», являющейся хранительницей культуры и традиций ительменского народа.

При этом, вступая в противоречие с собственноручно подписанным протоколом решения суда, районный судья С.Н. Анофрикова исказила смысл этнического определения понятия «камчадалы», заложенного в Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 года № 255.

Вот ее судебное определение: «Камчадалы – этнографическая группа, образовавшаяся вследствие этнических русских переселенцев с представителями аборигенных северных этносов» (стр. 2, абз.4). Но далее, ссылаясь, как и мы, на Единый перечень, ничтоже не сумняшеся в своей юридической компетентности, судья С.Н. Анофрикова пишет: «…на территории Камчатского края проживают коренные малочисленные народы, как ительмены, так и камчадалы» (стр.3. 3 абзац снизу).

Первое свое определение судья взяла из Интернета – а он действительно пестрит именно такими «несообразностями». И эту «несообразность» с Единым перечнем коренных малочисленных народов России», утвержденного Правительством Российской Федерации, районный судья положила в основу своего юридического вердикта об этническом самоопределении лидера камчадалов Камчатки. Она решила, что умнее всех, в том числе умнее (или компетентнее) и российских законодателей.

Мы сейчас не будем касаться истории. Скажем кратко – в 1926 году советские этнографы русифицировали многие коренные малочисленные народы России, в том числе и камчадалов, оставив из них в числе КМНС только малую толику этого народа под новым названием «ительмены».

И былое этническое понятие «камчадалы» на долгие годы превратилось в нечто, облачаясь в новое содержание, подобное тому, которое обнаружила в Интернете судья. Но в 2000 году, то есть 19 лет назад, эта ошибка, наконец, была ИСПРАВЛЕНА и камчадалы – как уникальный ЭТНОС, а не как некий побочный результат половой связи русских пришельцев с северными народами, утвержден в Едином перечне. 19 лет прошло с момента исторического возрождения одного из ДРЕВНЕЙШИХ ЭТНОСОВ ПЛАНЕТЫ (к сведению многих, цивилизация камчадалов-рыбоедов на Камчатке по данным археолога академика Н.Н. Дикова насчитывает 15 тысяч лет), прошли тысячи судебных заседаний по восстановлению коренного этнического статуса камчадалов (которые вправе сегодня называть себя и ительменами – это единый народ) но изо дня в день к нам в просветительский Центр «Страна рыбы и рыбоедов», которым я руковожу, приходят сведения о том, что коренным жителям Камчатки – камчадалам, КАК ПРАВИЛО, камчатские судьи отказывают в их естественном праве утвердить не только де-факто, но и де-юре свой этнический статус.

Но сегодня чаша терпения, наконец-то переполнена: — отказ Вере Иннокентьевне Ковейник — человеку-легенде, которую знает весь мир, как хранительницу культуры и традиций древнейшего камчатского этноса камчадалов-ительменов, это уже не поддается никакому ЗДРАВОМУ СМЫСЛУ.

Судите сами. На руках у судьи архивная справка, являющаяся официальным документом: «Похозяйственная книга № 1 с. Долиновка» за 1943-1945 гг., где записано, что глава семьи – Слободчикова Февронья Иннокентьевна (в девичестве Бобрякова, мать Веры Иннокентьевны), национальность – камчадалка; дочь Слободчикова Вера Иннокентьевна, национальность – камчадалка. Более того, в деле имеется еще более древний документ за 1890 год – архивная справка о том, что дедушка Бобрякова Иннокентия Васильевича (родной дедушка по матери Веры Иннокентьевны Ковейник) является камчадалом Машурского селения. Но судья все свои умозаключения строит совершенно на другом – Вера Иннокентьевна Ковейник в своем заявлении просит считать ее ительменкой, а не камчадалкой, что для районного судьи из Елизово совершенно не одно и то же.

Вот ее вывод, который теперь можно использовать всем, без исключения, судьям самого разного масштаба, чтобы остановить РАЗ И НАВСЕГДА процесс национального возрождения аборигенов полуострова Камчатка: «…как следует из представленных суду документов, в роду заявителей не было предков ительменов».

И не могло быть. Даже у самых старейших из ительменов ДО 1926 ГОДА НЕ БЫЛО в роду ительменов. И самого слова такого в этническом лексиконе не существовало до 1926 года.  И поэтому сейчас можно провести ревизию не только ительменов, но и многих из природных коряков, предки которых до 1926 года определяли свою национальность как КАМЧАДАЛ. Да, от Лесной и южнее, от Ивашки и южнее в официальных документах не было никаких коряков – там жили камчадалы. По крайней мере, так записано в официальных документах, которые предоставляются Камчатским государственным архивом и которыми оперируют камчатские судьи при вынесении своего (подчас совершенно некомпетентного, как тот, который мы разбираем) решения.

Но главный судебный перл заключается все-таки не в этом (подобное отношение уже многие из камчадалов испытали на себе при прохождении судебных процедур) – госпожа Анофрикова, судья районного масштаба, позволила себе НЕЧТО особое, заключенное вот в этих строчках: «Заявителями не предоставлены доказательства, подтверждающие … что самоидентификация личности заявителя необходима с целью развития и поддержания дальнейшей культуры народа, к которой он осознает свою принадлежность».

И это слова о человеке, который является признанным мировым лидером по сохранению и популяризации культуры древнейшего народа Камчатки – камчадалов-ительменов…

Надеюсь, что буду услышан…

Сергей Вахрин, член Союза писателей и член Союза кинематографистов России

Source