Интересное сообщение Любови Христофоровой (это новый вице-президент региональной Ассоциации КМНС) пришло сегодня из Якутии.
Она молодец и потому что пишет, и потому что точным образом определяет проблемы. В статье «В Санкт-Петербурге представители коренных малочисленных народов обсудили насущные вопросы» — как мне показалось, проблема сформулирована добросовестно — «нам надо быть готовыми к тому, что, предлагая одно, государство может иметь в виду несколько другое».
Позволю себе процитировать несколько фраз из сообщения госпожи Христофоровой: «… было обсуждено внесение изменений в пресловутое распоряжение Правительства РФ от 8 мая 2006 года № 631-р («Об утверждении перечней мест традиционного проживания и видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов России»). Мне показалось, что что А.В. Котова* полностью в теме – она очень обстоятельно обсуждала по предлагаемым изменениям. И самое интересное для меня – ею было озвучена мысль о том, что этот перечень уже утратил актуальность и может быть вместе него образовать два перечня – перечень мест традиционного проживания коренных малочисленных народов и отдельно перечень мест традиционной хозяйственной деятельности этих народов…»

Вообще этот перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности сформирован регионами и правительством таким образом, что он не устраивает ни одну из сторон. Коренные народы недовольны тем, что перечень слишком узок и не включает в себя ряд территорий, на которых они действительно исторически проживали и которые традиционно используют. Власть, в разных ее ипостасях, недовольна тем, что перечень этот слишком широк и пытается его так или иначе сузить, выкинув из него ряд территорий, приплетая при этом и атомные подводные лодки, и американские фонды сепаратистского толка.
В последние годы в эту дискуссию втянулся еще и Минтруд России со своим перечнем районов проживания в целях установления социальной пенсии, который, не долго думая, выкинул часть территорий коренных народов из своего социального перечня. Потом, после судебных разбирательств со стороны аборигенов пенсионного возраста, часть все же включил дополнительно, но при этом сэкономил таки какие-то денежки, не выплачивая некоторым представителям коренных народов пенсию.
Об этом, кстати, говорилось на недавнем съезде в Салехарде, что перечни правительства РФ и Минтруда (который, вроде бы, является частью правительства) не совпадают. Ну в целом обычное для власти явление — одна голова говорит одно, другая третье.
Поэтому некоторым территориям я бы предложил весьма внимательно отнестись к словам Любовь Викторовны о том, что государство предлагая одно, может иметь ввиду другое.
Мы уже обсуждали лет пять назад, как раз во время принятия перечня территорий Минтруда, что правительство будет всеми силами пытаться сузить свой перечень мест проживания и хозяйственной деятельности, для того, чтобы выкинуть из него крупные города. А такие есть в Хабаровском крае, на Сахалине, на Камчатке.
В целом правительство ведет энергичное и планомерное наступление по всем фронтам на права коренных народов с целью любыми средствами уменьшить количество пользователей этими правами.
Именно с этой целью Росрыболовством с каждым годом вводятся все более драконовские регламенты ведения традиционного рыболовства, о чем, кстати, с предельной откровенностью и заявил этой весной начальник одного из управлений Федерального агентства по рыболовству Андрей Космин: “… Первую задачу по сокращению количества пользователей водных биоресурсов из числа коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока мы выполнили. Следующим нашим шагом должно стать определение тех пользователей из этих оставшихся, кто, по нашему мнению, будет иметь окончательное право на ведение рыболовства”.
И коренные народы Магаданской области в эту путину сразу же ощутили на себе прелесть нововведений: «Ольга Мурашко. Кому и зачем нужны новые регламенты по традиционному рыболовству». В этом году в Магадане проблему залили деньгами — выдав аборигенам деньги на покупку лицензий. Но Ольга Мурашко совершенно правильно формулирует вопрос, обращенный в будущее: «В этом году – хотя бы так. Что получится в следующем – посмотрим.» А ответ уже содержится в высказывании г-на Космина — и дальше они будут продолжать сокращать число пользователей.
Но рыболовством этот процесс не ограничивается. Он гораздо более объемный. Именно с этой целью — уменьшения количества пользователей правами, правительством был принят реестр коренных народов. Для этого же Минтруда принимало иной, более узкий, перечень территорий, нежели правительство. Боюсь что и сейчас ФАДН заговорил об изменении перечня мест проживания именно с этой целью.
Самое печальное, что процесс этот не только объемный, но и концентрический — он похож на воронку. Одной рукой правительство уменьшает количество пользователей, отделяя «городских»/«асфальтовых»/«лже» аборигенов от тех, кто, по мнению правительства, действительно ведет традиционный образ жизни. А другой рукой это же самое правительство выдает все новые лицензии на промышленное освоение традиционных территорий коренных народов, на вырубку лесов, легитимизирует загрязнение общинных земель, продает на аукционах традиционные охотничьи и рыболовные угодья аборигенов ушлым бизнесменам.
А далее по кругу — лишились земли (которая понадобилась какой-нибудь новой нефтяной компании)? Не можете вести традиционный образ жизни? Езжайте и живите в поселке. В поселке язык утратили и навыки традиционной хозяйственной деятельности у Вас не те? Не добываете каждый день рыбу и оленину? Традиционная хозяйственная деятельность для Вас не является основным источником дохода? Тогда уже пора Вас исключать из реестров.
А общественные организации коренных народов, частенько ныне руководимые сенаторами, депутатами и прочими людьми государевыми, за редким исключением, в целом поддерживают и одобряют «политику партии». Кто бескорыстно, полагая, что правительство плохого не посоветует, кто-то за денежку.
Но в целом отрадно наблюдать, что хотя бы некоторые представители коренных народов, как показывает статья Л. Христофоровой, периодически задаются вопросом о том, что может быть не все то, что втюхивают нам чинуши является для нас благом?
Д. Бережков