Некогда кристально чистые реки в Аскизском районе Хакасии обмелели, вода окрасилась в неестественные цвета. Гектары кедрового леса варварски вырублены, почва отравлена. Здесь добывают золото. Местные бьют тревогу: артели работают в обход закона, рискуя жизнями и здоровьем людей, угрожая популяции редких животных.
При этом контрольно-надзорные органы на многочисленные нарушения не реагируют. Корреспондент РИА Новости отправилась на юг Сибири, чтобы разобраться в ситуации.
Мертвая река
«Вот тут раньше была школа. А там — больница, — указывает тростью жительница поселка Неожиданный Валентина Яковлевна. — Нас здесь было почти четыре тысячи человек, теперь около сотни. Жизнь кипела, а сейчас кругом лишь покосившиеся срубы».
Добывать россыпное золото рядом с Неожиданным начали еще в 1835-м, тогда же и основали поселок. В советское время здесь действовало крупное предприятие.
«Там я проработала 18 лет. При промыве использовали ртуть, марганец. Я заболела астмой, пришлось уйти, — продолжает 80-летняя пенсионерка. — В 1990-е предприятие развалилось, оборудование распродали на металл. За золото взялись частники: каждый год появляются новые. В мою молодость трудились на совесть, а сейчас…»
До Абакана отсюда четыре часа езды. Горно-таежные поселки веками населяют шорцы — коренной малочисленный народ. Они живут охотой, сбором грибов, ягод, орехов. С золотоискателями никогда не конфликтовали. Проблемы возникли, когда те слишком приблизились к населенным пунктам, принялись загрязнять реки и вырубать в промышленных масштабах ценный кедр.
Люди надеялись, что в 2016-м ситуация изменится: тогда власти региона официально утвердили границы территории традиционного природопользования (ТТП). Любые работы, способные навредить экологии и укладу жизни коренного населения, запретили. В том числе и добычу россыпного золота. Однако на деле чиновники идут на большие уступки коммерсантам при условии, если те договорятся с местными.
