В летний период к стадам выходят медведи, а ружье в бригаде одно

Привет с летовки. В день коренных малочисленных народов – об оленеводах.

Лето – горячая пора для оленеводов Корякского округа. Задача – сохранить оленепоголовье и дать хороший нагул табунам, чтобы к осени олени были здоровыми и упитанными. В табуне Анатолия Айевича Акеева (ООО «Алней», Палана, руководитель А.А.Пыжов) сейчас насчитывается 1800 голов.

«Летовка началась нелегко, от Паланы двигались в самую жару, было много мошкары, оводов, но ребята мои постарались и мы с табуном поднялись до Паланских Ключей, сейчас увели оленей на Левую Лесную, – рассказывает Анатолий Акеев. – Необходимые процедуры по подготовке к летовке, такие, как противооводная обработка, были поведены еще осенью. И хорошо, что зима для нас прошла без особых проблем. В результате весной у нас прибавилось 750 телят».

По рассказам пастухов сейчас, в летний период к стадам оленей всё чаще выходят медведи. Особенно, когда табун был у Паланы, по 3-4 раза в сутки хищники наведывались к оленеводам. А ружье в бригаде только одно. На ночное окарауливание пастухи идут с ружьем, а те, кто остается на стане в палатках остаются безоружными, одна надежда на собак.

«Когда к нам прилетал Губернатор Камчатского края, мы говорили об этой проблеме – отсутствии оружия – но пока ничего не меняется».

Связь с внешним миром во время кочёвок пастухи держат с помощью рации, выпущенной ещё в середине прошлого века.

«Привозили нам японские рации, но в полевых условиях они оказались непригодны, потому что к ним нужны аккумуляторы. А старые, проверенные рации, покрутишь и – разговариваешь», – говорит Анатолий Айевич.

Специальность А.А. Акеева – оленетехник. В былые времена в оленеводческих хозяйствах были свои зоотехнки. Сейчас таковых нет. Из специалистов, которые относительно регулярно бывают в табунах – ветеринары.

В бригаде Анатолия Акеева сегодня работает шесть пастухов и две чумработницы. Все из села Седанка. Что радует, есть здесь и молодые ребята, чьи деды и прадеды были оленеводами. Всё хозяйство кочевников: восемь лошадей для кочёвок, две палатки да юрта, выполняющая роль кухни. Одна из хозяюшек – Зинаида Инылова. Рассказала, что кроме традиционной оленины стараются готовить блюда так, чтобы разнообразить меню пастухов, чей нелегкий труд требует полноценного питания (хотя, признаться, до полноценного далеко).

«Готовлю, стараюсь, чтоб вкусно было. Продуктами нас хорошо обеспечивают. В первую очередь заказываем муку и сахар. А заказываем мы то, что можем увезти на конях. Когда есть возможность, привозят овощи и фрукты, свежую рыбу. Иногда балуют чем-нибудь вкусненьким к чаю: например, пару баночек варенья пришлют. Инвентарем и спецодеждой нас обеспечивают».

Кстати, пока бригада стояла на Паланских Ключах, оленеводам вездеходом, которым управлял Яков Сечин, доставили запасы продовольствия.

«Нам привезли всё, что мы просили. Спасибо нашим руководителям, Анатолию Александровичу и Марии Пыжовым», – благодарит Анатолий Айевич.

По заведённой веками традиции, хозяйка чума просыпается одной из первых: надо костер разжечь, завтрак на всех приготовить. Зинаида говорит, что кормить шестерых мужчин и вести хозяйство звена, ей не сложно. А всё потому, что пастухи поддерживают своих «мамушек».

«Они всегда мне помогают: водичку таскают, дрова для костра готовят. А встаю в 6-7 часов. Иногда тесто поздно поставлю, утром рано встаю, чтоб хлеб испечь, у меня и камечьгиньнын есть, это как походная духовочка специально для выпечки хлеба», – не без гордости говорит Зинаида.

Как любая представительница слабого пола, Зина любит небольшие женские радости, например, духи. Но в тундре ими не принято пользоваться. А как хозяйка, думает не только о кочевом быте, но и о том, что осталось в родном селе. В отпуске оленеводы бывают в основном зимой, после забоя, перед Новым годом, когда основная работа позади и на короткое время можно приехать домой.

«Как приезжаем, в первую очередь платим за квартиру, хотя практически дома не живем, целый год в табуне, приезжаем на месяц-полтора. Но всё равно квартплата набегает. Я спрашивала, откуда у нас такие долги за квартиру, иногда больше 20 тысяч рублей, говорят, за воду и прочее».

Вместе с Зиной в звене трудятся и двое её сыновей – Игорь и Валерий. Молодым людям за 30. Не женаты. Игорь отучился на тракториста, но со временем оставил село и пришёл работать в оленеводство. Признается, что молодым пастухам сложно построить личную жизнь. Нет среди современных девушек желающих отказаться от благ цивилизации и 11 месяцев в году жить в палатке, посвятив себя кочевой жизни.

Сейчас паланские оленеводы держат курс на восточное побережье, в сторону села Ивашка. Август проведут на пастбищах Карагинского района, а в сентябре повернут обратно.

«Главное для нас осенью вернуться в Палану с хорошим нагулом», – говорит напоследок знаменитый в Корякском округе оленевод Анатолий Айевич Акеев.

И уже прощаясь пастухи, передавая привет родным и друзьям, негромко кидают: «С нами многие разговаривают, спрашивают о нашей работе и жизни в тундре. Мы рассказываем. Только ничего не меняется».

Галина Уркачан. Фото автора.

Источник