Валерия Болгова. Мы с Таймыра, мы – кочуем, как нам жить?

В Норильске коренные жители Таймыра вышли на несогласованную акцию против деятельности Норильского Никеля. 9 августа отмечают Международный день коренных народов. Он приурочен к первому заседанию Рабочей группы ООН по проблемам коренных народов, которое состоялось в 1982 году. Дата позволяет в очередной раз привлечь внимание общественности к проблемам малочисленных народов.

Жители Таймыра кормятся рыбалкой и охотой. Поэтому аварии и протечки у предприятий, принадлежащих олигархам, для них – прямая угроза существованию.

29 мая 2020 года на одной из ТЭЦ «Норильско-Таймырской энергетической компании» (НТЭК, энергетическое подразделение «Норникеля») под Норильском разрушился резервуар, из которого утекло 21 000 тонн дизельного топлива. По факту аварии было заведено несколько уголовных дел — о порче земли и загрязнении воды, нарушении правил охраны окружающей среды, а также о халатности из-за подозрений в запоздалом сообщении об утечке.

Несколько дней назад представители коренных народов российского Севера, Сибири и Дальнего Востока написали открытое письмо основателю компании SpaceX Илону Маску. Они попросили отказаться от продукции российской компании “Норникель” до полной экспертизы экологического ущерба от её деятельности на полуострове Таймыр и в Мурманской области. Письмо опубликовано на сайте лидеров организаций народов Севера, Сибири и Дальнего Востока “Абориген-Форум”.

Выступление участника шествия Валерии Болговой

Уважаемые земляки. Гости и жители Норильска. 

Мы вас всех поздравляем с Международным днем коренных народов мира. Мира и процветания нашим народам. Мы желаем вам счастья, чтобы вы сохраняли свои традиции, обычаи, культуру и, самое главное, язык, который исчезает. 

Нас становится все меньше и меньше. Наши исконные земли захватывают промышленные компании. Мы с трудом выживаем – выживаем на своих территориях, поэтому мы вышли, чтобы на нас посмотрел весь мир и увидел, в каких условиях мы находимся. Как мы дышим грязным воздухом. Как наши реки засоряются. У нас становится все меньше рыбы. Олень уходит все дальше. Нет никаких государственных программ. Они все носят декларативный характер. Поэтому мы обращаемся к мировой общественности: «Взгляните на исчезающие коренные народы, которые живут рядом с Вами». 

Мы с Таймыра: Дудинка, Норильск – это все территории коренных народов. Мы – кочуем. Наши народы всегда были кочевниками. Тундра – очень большая территория. Мы можем быть на севере, и на северо-востоке, и на юго-востоке – в любом уголке тундры. В зависимости от сезона – когда прилетает гусь, мы на Севере кочуем. Приходит рыба – мы дальше уходим. Наша территория – обширна. Нам никто не может запретить кочевать по тундре. Заповедники сейчас у нас забирают сети. Мы остаемся без рыбы. Как нам существовать – скажите? 

Здесь у нас присутствуют ненцы, нганасаны, энцы, долганы – те, кто проживают в НПР (Норильский промышленный район). Те кто приехал даже с Дудинки – поддержать нас, потому что клич был большой. Но не все смелы, как мы. Нам терять нечего. Мы ушли со всех постов, потому что мы решили на деле, на практике все это осуществлять. Не на бумагах, которые пишут – «концепции устойчивого развития до 30х годов». Мы живем сегодня. Уходят старейшины. Это большая боль. Мы их хороним, а вместе с ними уходит уникальная самобытная культура. 

Мы язык не сохраним. Его уже как такового не будет, традиционного, потому что должно быть все в системе. Язык был, когда люди жили в тундре с оленем – кочевали с ним. Многие слова связаны с оленем. Трудно сохранить в условиях промышленного города, но мы пытаемся это делать и Норильский никель должен наравне с нами идти. И все поселки, которые находятся на территории района – это все должно финансироваться. А сейчас мы просим подачки. А нам говорят – пишите гранты. Участвуйте в социальном предпринимательстве. Мы не бизнесмены и никогда ими не будем. Мы просто люди, которые хотят жить и развиваться. 

У нас помимо Норильского никеля очень много нефтяных добывающих компаний на территории. Около 90-ста (компаний). А сейчас какими темпами был принят закон об арктическом предпринимательстве? Это что такое? Это геноцид. Мы вообще будем рабами у этих олигархов. Такого не должно быть. Это наши исконные земли. Почему к нам не обращаются. Даже администрация, когда мы ходим и просим свои (же) земли, которые выставляются на конкурс. Рыбопромысловые участки не даются нам – коренным народам, а даются тем, у кого большой кошелек. Как нам жить? Как нам ловить рыбу, которую мы тоже хотим и продать, чтобы дальше существовать. Это наш исконный труд. Мы не пойдем на комбинат работать. Мы всегда жили в тундре. Рыбу ловили, оленя добывали, промыслы вели. Сейчас даже одежда национальная толком-то не шьется – все в музеях лежит.

Источник – activatica.org

Leave a Reply

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.