Александр Цыбульский. Было массированное информационное воздействие на людей. Говорилось, что все отберут, а у коренных малых народов Севера – собственно, статус КМНС

В России нельзя принимать решения без учета разницы территорий, на которых они призваны действовать. Эту данность особенно чувствуют на себе руководители регионов, пересевшие в кресла губернаторов из федеральных кабинетов. Врио губернатора Архангельской области Александр Цыбульский рассказал специальному корреспонденту газеты ВЗГЛЯД, как сделать так, чтобы Русский Север не проигрывал центральной части России.

В том же Ненецком автономном округе живет чуть более 40 тыс. человек. Если брать объем инвестиций на душу населения, там все будет экономически нецелесообразно. Но это же не значит, что страна должна отказаться вкладывать туда деньги!

То же самое, по мнению Цыбульского, верно и для Архангельской области:

– У нас регион огромный, и живет здесь 1 млн 100 тыс. человек. И есть районы, где живет значительно меньше людей, чем в агломерациях. Им нужно уделять внимание не потому, что мы должны просчитывать социально-экономический эффект – а потому, что связность территории России в целом приведет к ускорению экономики и глобальным конкурентным преимуществам. В нелинейном порядке… Каждое решение, особенно связанное с большим объемом инвестиций, требует дополнительного обоснования. Но подходы должны быть разные, и это очевидно.

Социально-экономический эффект. Связность территории. Упрощение управления крупными арктическими проектами. Чрезвычайная мера для спасения экономики одного нефтеносного региона России от экономической катастрофы – когда бюджет рассчитан по 57 долларам за баррель, а актуальная цена «бочки» не хочет подниматься выше 40… Эти и другие аргументы звучали в середине мая – когда Александр Цыбульский и его коллега, и. о. главы Ненецкого автономного округа Юрий Бездудный обнародовали программу объединения «матрешки» в единый субъект и предложили провести референдум в сентябре.

Но уже через две недели стало понятно – и по настроениям, и по плакатам на каждом втором нарьян-марском авто – что жители 44-тысячного НАО однозначно высказались в духе «Я\МЫ против объединения…» с более чем миллионной Архангельской областью.

– Мне казалось, что можно достаточно быстро обсудить, нужно это или не нужно – и уже 13 сентября провести референдум, чтобы люди решили, целесообразно ли это или нецелесообразно, – вспоминает Цыбульский. – В настоящий момент жители округа обладают недостаточной информацией и в оперативном режиме не готовы принимать решение. Мы с Юрием Васильевичем [Бездудным] договорились: если население НАО пока выступает против этой идеи, то мы снимаем вопрос референдума. Непростое решение для нас обоих – прежде всего как для политиков. Но мы его приняли: референдума не будет.

– А что будет?

– Программа совместного развития двух территорий, которая разрабатывается сейчас, – отвечает врио главы Архангельской области. – Может, само существование объединенной программы, снимающей прежде всего административные барьеры между двумя регионами, снимет и саму необходимость объединяться.

Пока что, до появления программы, Цыбульский уверен: есть определенные моменты, которые «дадут большую эффективность в случае единой политической системы».

– Например, межбюджетные отношения, которые сейчас очень сложны – прежде всего в вопросах перераспределения бюджетных средств, – перечисляет он. – Некоторые проекты развития Арктики реализуются на двух территориях – допустим, глубоководный порт Индига. Это территория НАО. Но вся грузовая база будет проходить через Архангельск и формироваться во многом в Архангельской области. И многие специалисты, которые будут там работать – из нашего региона…

Кого в НАО в первую очередь напугала перспектива объединения? Цыбульский уверен, что прежде всего чиновников. Например, заместителей главы округа.

– Кто-то из них подумал, что можно остаться без работы. Как нормальный человек, на их месте я бы тоже выступал против. Я прекрасно понимаю, кто именно и почему саботирует этот процесс, – спокойно говорит Цыбульский. – Но я считаю, что ситуация была не совсем честная. Было массированное информационное воздействие на людей. Говорилось, что все отберут: льготы, «северные», а у коренных малых народов Севера – собственно, статус КМНС… Хотя ничего подобного, разумеется, не предполагалось и не планируется.

Поэтому – совместный социально-экономический проект. Срок исполнения – до конца года. Потом, обещает Цыбульский, «выйдем и покажем»:

– А дальше люди примут решение: да – да, нет – нет. Надо честно показать людям, что у них сохранится, какой статус территорий. Что, по сути, сохранится все. Поменяется только управленческое звено, на которое тратится почти миллиард рублей. Очень высокие зарплаты у чиновников в НАО, этого тоже не надо скрывать – я там работал, я знаю, и ничего плохого в этом нет. Дай бог, чтобы у всех были высокие зарплаты. Я не за то, чтобы их снижать, а за то, чтобы их сохранить. Для всех.

Первое условие – законодательно прописанный мораторий на ухудшение условий жизни в Ненецком автономном округе. Этот тезис был заявлен в мае и остается неизменным при любом варианте.

– Прекрасно понимаю, что в определенных частях округа условия лучше, чем в Архангельской области, – подчеркивает врио главы региона. – Нельзя, принимая любое решение, ухудшать жизнь. Надо жизнь здесь – в тех моментах, где люди получают меньше или живут хуже – подтягивать до более высокого уровня. Меня бы никогда в жизни президент не поддержал, если бы я сказал, что мы придем, всех уравняем, у всех все отберем. Вы сами знаете, как выступает президент: самое важное – это доходы населения, качество жизни не сделать хуже. Поэтому такой возможности нет. Надо было спокойно сесть и поговорить с людьми.

– Почему не удалось убедить жителей НАО в экономических преимуществах объединения?

– В округе была создана такая социальная атмосфера, что с идеями интеграции выступать было тяжело, – признает Цыбульский. – Даже самые конструктивные идеи.

Даже тем, кто в мае открыто поддержал объединение. И до того поддерживал, пока я сидел в кресле губернатора округа… А к лету нынешнему это стало социально непопулярным поведением, сразу со всех сторон обрушивались – и в соцсетях, и везде. Доходило до безобразия, до физических угроз. Это же не вольница казачья!

Есть предложение – его надо обсуждать, уверен и. о. главы Архангельской области:

– Можно с эмоциями, можно без – как кому ближе… Никто не говорит, что нефть по 40 долларов – хорошо. Но надо честно людям объяснить, что других источников дохода в округе нет – и вряд ли они появятся в силу специфики территории. И уровень жизни, который удавалось поддерживать при 80 долларах за баррель, сегодня без новых решений поддержать не получится. А так за счет масштаба гарантировано конкурентное преимущество во всем, даже в борьбе за федеральные ресурсы.

Детали экономического плана для Архангельской области и НАО Цыбульский пока открывать не торопится:

– Сейчас идет экспертная работа, мы активно этим занимаемся. Этот документ должен быть по-настоящему серьезным и детализированным. Нельзя подавать его сырым, ведь он будет рассматриваться под микроскопом. Мы должны отвечать за каждую запятую… В конце года обнародуем, спокойно выйдем и будем с людьми разговаривать. Чтобы каждый нашел ответы на вопросы, которые его волнуют.

– Люди волнуются уже с мая. Почему бы не открыть хотя бы основные положения?

– Если выйти с неготовой программой, мы получим критику – куда большую, чем раньше, – не скрывает опасений Цыбульский. – И объяснять людям преимущества интеграции будет еще сложнее. Наступать на эти грабли второй раз я не стану.

Источник

Leave a Reply

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.