
Добрый вечер председатель.
Сначала хочу заявить о возмущении тем, что член Постоянного Форума, Валентина Совкина не имеет никакой беспристрастности и открыто занимается формированием негативных нарративов против моей страны. У нас есть как проблемы, так и достижения, недоступные для большинства стран.
Я представляю Ханты-Мансийский автономный округ (Югру), регион в России – территориальную автономию трех коренных народов Севера. Бог Торум распорядился так, что там добывается половина российской нефти, но он сделал и так, что около 135 тысяч квадратных километров закреплены за семьями коренных народов. Это 25% площади всего региона. За моей семьей также закреплена такая территория, где много веков проживает мой род.
К сожалению, на ней, как и у большинства моих соседей, осуществляется добыча полезных ископаемых. Мы не против экономического развития, но при условии учета наших прав.
За последние 30 лет в Югре сформировалось обширное законодательство по защите прав коренных народов в условиях промышленного освоения. В его основе отслеживаемые государством обязательства промышленников письменно согласовывать с хозяевами наших родовых территорий возможность и условия расположения любых промышленных объектов. В случае получения такого согласования компания обязана с нами согласовать с нами размер и выплатить нам компенсации.
Хочу сказать, что система приоритетов условий таких соглашений для нас, это по возможности запретить размещение промышленных объектов. На практике это сделать тяжело, несмотря на то, что закон дает нам такое право вето. Если это не получается, то минимизировать негативное влияние на наши земли и только потом получить предусмотренные законом компенсации.
В нашем регионе ежегодно заключается примерно тысяча таких соглашений с семьями коренных народов. Дополнительно компании заключают соглашения с региональным правительством и муниципалитетами по инфраструктурному развитию общих территорий проживания коренных народов.
Однако на практике государственные требования носят обязательный характер, но часто не способны обеспечить учет всех обстоятельств. Промышленные компании стремятся сократить объем своих обязательств перед нами и финансовые расходы.
В моем случае компания вообще отказалась заключать соглашение, аргументируя тем, что я известная фолк-певица и общественный деятель, а значит мои связи с землей менее крепкие, чем, например, у оленеводов.
Государство – это большой механизм, который медленно реагирует и не всегда видит проблемы. В таких условиях промышленные компании должны добросовестно следовать уважению прав коренных народов не только подчиняясь закону, но и в рамках добровольно принятых на себя корпоративных обязательств. Прошу Постоянный Форум и другие механизмы ООН включить вопрос.

