“Золотым веком” Чукотки называют период 1960−1990 гг.

В преддверии Международного женского дня MagadanMedia вспоминает самых влиятельных женщин в политике на Колыме. “Золотым веком” Чукотки называют период 1960−1990, когда у руля округа стояла замечательная плеяда великих женщин — представительниц чукотского народа: Анна Дмитриевна Нутэтэгрынэ, Лина Григорьевна Тынель, Надежда Павловна Отке.

Анна Нутэтэгрынэ

Женщина-эпоха Анна Дмитриевна Нутэтэгрынэ с 1961 по 1970 годы была председателем окружкома Чукотского национального округа.

На этом посту Анна Нутэтэгрынэ сменила Ивана Рультытегина, став пятым руководителем Чукотки и первой женщиной на этой должности. На годы её работы пришёлся расцвет промышленности региона — развивалась добыча полезных ископаемых, началось строительство Билибинской АЭС и Анадырской ТЭЦ. Обустраивались национальные сёла, развивалось здравоохранение, улучшалось обеспечение оленеводческих хозяйств. Она добилась, чтобы государство установило твердые закупочные цены на продукцию оленеводов. Уделяла много внимания подготовке национальных кадров.

Анна Нутэтэгрынэ дважды избиралась депутатом Верховного Совета СССР (6-го и 7-го созывов), была членом Президиума Верховного Совета СССР. Её труд отмечен орденом Трудового Красного Знамени, медалью “За трудовую доблесть”.Почётный гражданин Чукотского автономного округа. 

Чукчанка, родилась 18 августа 1930 года в семье чукчи-охотника в селе Рыркайпии на мысе Северном, позже переименованном в мыс Шмидта — за Северным полярным кругом. Имя Нутэтэгрынэ с чукотского переводится как “бегущая по тундре”. 

После окончания семилетней школы продолжила учёбу в Анадырском педагогическом училище народов Севера. В победном 1945 году Анна вступила в ряды ВЛКСМ. Активно участвовала в общественной жизни, после окончания педучилища была направлена на руководящую комсомольскую работу.

Отлично знала язык, традиции и обычаи своего народа. Человека Дела. 

1951 — 1954 — Инструктор Чукотского окружного комитета ВЛКСМ, 

В 1954 г. — слушательница Центральной комсомольской школы при ЦК ВЛКСМ

1954-1960 — 2-й секретарь Анадырского районного комитета ВЛКСМ, секретарь. В 1958 г. комсомольцы избрали ее делегатом XIII съезда ВЛКСМ.

1960 — 1-й секретарь Чукотского окружного комитета ВЛКСМ. Её неутомимый характер, энергичность и зажигательный задор завораживали комсомольцев и молодёжь окружного центра, поднимали активность и сплочённость молодых людей во всех полезных и интересных делах.

Позже она заведует Отделом Чукотского окружного комитета КПСС, является 2-м секретарем Чукотского окружного комитета КПСС, 

1961 — 1970 — председатель Исполнительного комитета Чукотского окружного Совета, 

1970 — слушательница Высшей партийной школы при ЦК КПСС

1974-1976 гг. — 1-й секретарь Ольского районного комитета КПСС. Нутэтэгрынэ не конформист, не соглашатель. Именно поэтому её сняли с должности первого секретаря. После двух лет вынужденной безработицы вернулась на Чукотку, в самый труднодоступный Беринговский район заместителем председателя райисполкома. 

Награждена орденами Трудового Красного Знамени, “Знак Почета”, медалями. Сотрудница Отдела Севера и Арктики СМ РСФСР.

Сила управленца в команде. И она собирала вокруг себя людей деятельных и инициативных.  Цепкая память, острый ум, крепкая хватка.

Земляки и коллеги говорят: “Она была сама по себе очаровательная и пробивная, скромна, обаятельна и в то же время держалась очень достойно”.

Высокая, красивая, всегда изысканно одета — ее на Чукотке за глаза называли “королевой Анной”. Ну а коли “королева”, то и императору Японии Хирохито при встрече не возбранялось с ней пообщаться. Тогда, она помнит, он сказал фразу, имея в виду месторождение золота: “Ноги этого гиганта у вас на Чукотке, а туловище — на Аляске”.

В Стране восходящего солнца Анна Нутэтэгрынэ была с официальной делегацией, которую возглавлял председатель Президиума Верховного Совета СССР Анастас Иванович Микоян. Анна Дмитриевна рассказывала: “Хирохито (которому ее представили губернатором Чукотки) мне сделал подарок — роскошную фарфоровую японскую куклу. Мы с ним имели взаимные дружеские чувства. Он приглашал меня на свою дачу, да и вообще помогал возрождению Чукотки. Это был звездный час округа. Мое положение открывало двери практически во все высокие кабинеты”.

Анну Нутэтэгрынэ всегда отличали смелость во взглядах, независимость, которую не допускали законы времени, в котором она жила. Это помогло придать статус города Анадырю, открыть в нем студию ТВ. По воспоминаниям ее современников на Чукотке: элитой анадырского общества считались геологи, врачи, журналисты, художники, теле— и радиоведущие.

Из интервью: 

— “Моя политика не нравилась некоторым ответственным магаданским чиновникам, хотя меня во всем поддерживали такие могучие северные зубры, как первый секретарь Магаданского обкома КПСС Павел Яковлевич Афанасьев, секретарь обкома Дмитрий Сергеевич Комаровский. Однако другие мне не прощали ни одного промаха. Скажем, телецентр я разместила в полупустующем здании Школы колхозных кадров — получила выговор! Добилась почти невозможного: выплаты северных надбавок коренным народам Чукотки и тем русским, которые родились здесь (и еще в десяти национальных округах России(!), — снова большое недовольство. Вот один маленький пример моей борьбы с тем, что сейчас называется коррупцией. В Беринговском районе некоторые приезжие жители имели в своей собственности до десятка оленей, которых они в глаза не видели, но которые приносили им прибыль в виде мяса и денежных средств. Я заявила, что коли ты имеешь оленей, то плати за кормовые пастбища и плати пастухам, ухаживающим за твоими животными. Какой крик поднялся! Или, скажем, дефицитные дубленки с “материка”, адресованные оленеводам и охотникам… Они расходились в райцентре среди приезжих русских начальничков. Я это пресекла… В мое время за счет государства дети направлялись на отдых к морю, в “Артек” и Анапу, пусть и не в таких больших масштабах. А что касается здравоохранения, то у нас очень эффективно действовал уникальный в своем роде передвижной флюорографический отряд, который возглавлял кандидат медицинских наук Александр Вольфсон. Он обследовал поголовно всех жителей округа, в итоге туберкулез заметно сдал позиции. Действовала бесплатная медицина, включая дорогостоящую санитарную авиацию. А какие были врачи! Та же Майя Эттырынтына — депутат Верховного Совета СССР, заведующая противотуберкулезным диспансером. Или терапевт Ольга Тумнэтувге, руководитель окружной медицины Михаил Гвагвалия, врачи Владимир Котик, Иван Бутенко…

Жизнь сложна… Не смогли решить многие проблемы, связанные прежде всего с алкоголизмом коренных жителей Крайнего Севера, разрушением экологии Крайнего Севера, когда под гусеницами тяжелой техники исчезают кормовые оленьи пастбища, невероятно загрязняются рыбные и в то же время золотоносные реки и ручьи… Или взять хотя бы образование. Педагоги времен Тихона Сёмушкина, автора романа “Алитет уходит в горы”, совершили настоящий подвиг, создавая в тундре так называемые кочевые школы. Потом возникли школы-интернаты. На тот период было очень и очень важно поддержать подрастающие поколение, обеспечить им медицинскую помощь, научить русскому языку. Да, при этом родной язык нередко забывался… Недавно встретила на съезде малых народов чукчу и предложила вести разговор на родном языке. Так он мне попенял, что чуть ли не я “с моими интернатами” виновата в том, что он забыл родной язык”.

Анна Дмитриевна была завзятой театралкой. У нее были хорошие отношения с Махмудом Эсамбаевым, Владимиром Высоцким, Галиной Волчек. В Канаде на “Экспо-66” Юрий Рытхэу познакомил ее с Фарли Моуэтом.

— Запрещенные книги Солженицына она прочла еще в самиздатовском варианте в 1960-х, была дружна с инакомыслящими, не пропускала театральные премьеры, встречалась с знаменитыми людьми страны. В ее доме, к примеру, отмечал свое 45-летие Евгений Евтушенко. Ее гостем был и прилетевший в Анадырь Мстислав Ростропович. По ее просьбе он, пережидая пургу, когда летел в Уэлен, 8 марта дал 4-часовой бесплатный концерт для женщин Анадыря, — вспоминает заслуженный работник культуры России, в прошлом директор областной библиотеки им. А.С. Пушкина Нина Львовна Кошелева.

Уже будучи на пенсии Анна Нутэтэгрынэ участвовала в создании Ассоциации коренных малочисленных народностей. Объявив Год коренных северян, обсуждали проблемы северных народов в США на уровне ООН. Этому же событию была посвящена поездка в Австрию, куда Анна Дмитриевна привезла 12 детей из числа коренных малочисленных народов Севера. Она участвовала в нескольких съездах малочисленных народов Дальнего Востока, Сибири и Крайнего Севера.

Несмотря на долгие годы работы на самых высоких должностях, не потеряла своей неординарности, любви к людям, преданности к малой родине, своему народу и гордости за принадлежность к нему.

О Нутэтэгрынэ много писали газеты, ей посвятил художественную повесть Юрий Рытхэу. В 2020 году вышла документально-художественная повесть Михаила Сверлова “Бегущая по тундре”. О своей жизни и годах работы в Чукотском окружкоме Анна Дмитриевна рассказала в документальном фильме “Начальницы Чукотки”, снятом в 2018 году режиссёром Светланой Нехорошевой

В следующем десятилетии после Анны Нутэтэгрынэ эстафету власти приняла Лина Григорьевна Тынель, а затем в 1980-е годы Надежда Отке. Многое из задуманного Анной Дмитриевной Нутэтэгрынэ осуществилось при них.

Лина Тынель

Родившись в семье кочевника (по документам 15 сентября 1932 года в с. Снежное Анадырского района). ТЫНЭЛ в переводе с чукотского “цветущая”. Она рано осталась без родителей (В 1937 году отец в шутку сказал, что умеет шаманить, религия тогда была под запретом. Вскоре за оленеводом приехали люди из органов. Отец Лины не вернулся домой). С шести лет девочка воспитывалась у тети в канчаланской тундре. В 1939 году пошла в кочевую школу. Когда началась война, детей тундровиков перевезли в Танюрерский интернат, где Тынель училась русскому языку. Затем в Анадырской школе. Лина Григорьевна унаследовала целеустремлённость своего отца, усвоив лучшие традиции своего народа. Эти знания ей пригодились для успешного окончания в 1956 году Ленинградского пединститута имени Герцена и последующей педагогической деятельности. Она прекрасно владела разговорным чукотским языком, досконально знала грамматику, которой её в вузе учили русские лингвисты Пётр Скорик и Лев Беликов. В 1956 году Тынель работала инспектором по национальным школам в Магаданском институте усовершенствования учителей. 

После перевода мужа Юрия Рольтыргина на Чукотку, Лина Григорьевна была воспитателем в Анюйской школе-интернате, преподавала чукотский язык в Анадырском педучилище. Директор училища В.С. Франтова уговорила ее тогда взяться за организацию студенческого национального ансамбля. Позже этот коллектив блестяще выступил в Москве на YI Всемирном фестивале молодёжи и студентов. 

С 1958 по 1962 г. Л.Г. Тынель работала в чукотской редакции Магаданского областного книжного издательства, переводила на родной язык произведения Николая Гоголя, Ивана Тургенева, Льва Толстого, Максима Горького, Михаила Шолохова и других русских писателей. Внесла значительный вклад в развитие чукотского литературного языка и чукотской литературы, в частности переводила на родной язык произведения русскоязычного родоначальника чукотской литературы Юрия Рытхэу. Принимала большое участие в судьбе начинающих чукотских литераторов, в том числе поэтессы Антонины Кымытваль. Под ее руководством выпущена на чукотском языке первая книга стихов Кымытваль “Песни Сердца”.

Магаданский учёный Виталий Задорин, супруг Антонины Кымытваль вспоминал: “…эти две молодые талантливые женщины могут по праву претендовать на лидерство в создании настоящего чукотского литературного языка, чукотской литературы. Кымытваль и Тынель сумели добиться такой филигранной отделки чукотского языка, что он засверкал всеми гранями алмаза. Им активно помогал учёный Владилен Леонтьев. Вместе они — Лина и Антонина — за годы почти тридцатилетнего сотворчества выпустили десятки оригинальных и переводных книг на чукотском языке, чем заслужили воистину народное признание”.

Среди многочисленных творений Антонины Александровны Кымытваль есть и посвященные Лине Григорьевне Тынель. 

С 1963 до 1966 г. Лина Григорьевна — заместитель редактора окружной газеты “Советская Чукотка”. В 1965 году её принимают в члены КПСС, а в 1967 году она получает назначение на должность методиста по национальным школам Магаданского института усовершенствования учителей.

В январе 1970 года Лина Тынель возглавила округ, сменив на посту председателя Чукотского окрисполкома Анну Нутэтэгрынэ. 

Они были очень разные. Стремительная, быстрая и, правда, всегда мчащаяся Анна Дмитриевна и мягкая, спокойная, интеллигентная Лина Григорьевна. Но, несмотря на такую внешнюю несхожесть, у них было много общего. Обе выросли в тундре, получили высшее образование, набирались опыта, житейской мудрости, а главное, искренне любили и заботились о своём народе. В каких-то вопросах обе были несгибаемо принципиальны и непреклонны.

15 июля 1970 года Л.Г. Тынель избрали членом Президиума Верховного Совета СССР. Двери высоких кабинетов в Москве открывать было уже легче. И потому, что росла и крепла сырьевая база округа, но и потому, что о нуждах Чукотки после Анны Дмитриевны многие министры знали намного больше.

Под руководством Лины Григорьевны Тынель на Чукотке мощное развитие получила энергетика, развернулось большое строительство в Анадыре (в том числе достроен знаменитый на всю страну Дворец пионеров), Певеке, Билибино, бухте Провидения, Эгвекиноте. До Чукотки, с помощью системы “Орбита”, дошли передачи Центрального телевидения. Главный вопрос повестки всех сессий и заседаний окружного исполкома в те годы — устройство национальных сёл. Лина Григорьевна стремилась к тому, чтобы генеральные планы поселков учитывали северные условия, имели национальный колорит. Большое внимание исполком уделял развитию оленеводства, в итоге, в стадах Чукотки насчитывалась четвертая часть всех оленей мира!

Благодаря энергии Лины Григорьевны Чукотка начала давать не только оленину и песцовые шкуры, но и успешно вела масштабную добычу золота, вольфрама, олова. У края появилась своя стройиндустрия. Заработала атомная электростанция. 

С неизмеримо малым бюджетом Чукотский окрисполком сумел заложить прочный фундамент нынешней жизни. В 1977 года округ получил статус автономного. Особое внимание Тынель уделяла развитию национальной культуры коренных малочисленных народов Севера. Чукчи и эскимосы на родном языке слушали радио и смотрели телепередачи анадырской телестудии, читали окружную газету “Советкэн Чукотка”, книги. Появились у КМНС и свои врачи, учителя, писатели, лётчики. Лину Григорьевну очень любили тундровики. Она часто бывала в оленеводческих бригадах, у морзверобоев, многое сделала для облегчения их труда. Для Тынель не существовало мелочей, если дело касалось даже малейших забот коренных жителей.

Позже Лина Тынель вспоминала: “1970-е годы для Чукотки были временем бурного развития народно-хозяйственного комплекса. Скучать было некогда, кабинетный стиль работы считался откровенной дикостью. Билибинская АЭС, глубоководный причал в Анадырском морпорту, строительство восьмилетних и средних школ в национальных сёлах, крупнопанельное домостроение в Анадыре, окружной аэропорт, организация авторских коллективов педагогов практиков по созданию учебников народов Севера, изнурительная борьба за сохранение национальных языков, радиофикация оленеводческих стойбищ — всё это лишь малая толика того, над чем приходилось ежедневно работать”.

Лина Григорьевна избиралась депутатом Верховного Совета СССР 8-го, 9-го, 10-го созывов. Награждена орденами Трудового Красного Знамени и “Знак Почёта”, медалями, грамотами.

Последние годы жизни работала в Магаданском книжном издательстве. В 1991 году Тынель вместе с Евдокией Пимоненковой выпустила “Русско-чукотский разговорник”

Л.Г. Тынель — еще одна героиня документального фильма “Начальницы Чукотки”.

Надежда Отке

Надежда Павловна Отке родилась 1 июля 1941 в Уэлене. Старшая из пяти дочерей Павла Отке, председателя Чукотского окружного исполнительного комитета (1946—1954), депутата Верховного Совета СССР.

В 1961 году окончила Анадырское педучилище, назначена на должность директора начальной школы в селе Лорино. В том же году избрана секретарём Чукотского окружного комитета комсомола. С 1963 по 1967 год училась в Магаданском педагогическом институте и параллельно — в Высшей партийной школе при ЦК КПСС. В 1980 году в Академии общественных наук при ЦК КПСС защитила кандидатскую диссертацию, кандидат исторических наук.

В 1980 году избрана первым секретарём Чукотского райкома КПСС. С 23 октября 1980 года по 5 мая 1990 года — председатель Чукотского окружного исполнительного комитета Совета народных депутатов Магаданской области, депутат и член Президиума Верховного Совета СССР. 

Надежда Павловна внесла большой вклад в экономическое и культурное развитие округа, наладила сотрудничество с родственными народностями Аляски… За период её руководства на Чукотке значительно увеличились объёмы добычи золота и угля, расширяется минерально-сырьевая база, улучшается социально-бытовое обслуживание сельского населения, множатся подсобные хозяйства на предприятиях и в организациях. Надежда Отке сыграла большую роль в установлении родственных взаимоотношений эскимосов Чукотки и Аляски, деловых контактов жителей Чукотского округа и американского штата Аляска. В 1988 году между Аляской и Чукоткой состоялось первое авиасообщение — “Перелет Дружбы”. Самолет авиакомпании “Аляска Эйрлаинз” вылетел из Нома в поселок Провидения. На борту были семьи американских аборигенов, стремящиеся встретиться со своими родственниками, проживающими на советской части пролива. В 1989 состоялся лыжный заезд через линию перемены дат, проходящую между островами Малый и Большой Диомид (Крузенштерна и Ратманова).

После ухода с поста председателя Чукотского окрисполкома Н.П. Отке с 1990 года работала в окружном Департаменте образования.

Надежда Павловна награждена медалью “За доблестный труд, в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина”, медалью “Ветеран труда”, орденом “Знак Почета”. Является почетным гражданином ЧАО. Живет в Москве.

Энергия и целеустремлённость Нутэтэгрынэ, ум и такт Тынель, хозяйственность и прозорливость Отке — достойный образец служения своему народу, России.

Источник