Архив iR. Достопримечательное место местного (муниципального) значения «Священное озеро Имлор» в Сургутском районе (ХМАО)

Озеро Имлор, согласно полученным сведениям, имеет высокий статус в иерархии сакральных мест Сургутского Приобья. В течение последних веков посещалось ханты с целью отправления ритуалов. Священными считается вся акватория и берега озера, а также остров в центральной части водоёма.

В ходе опроса коренных жителей установлено, что ритуальные действия на острове происходят регулярно, в настоящее время, не реже одного раза в год, чаще всего зимой. До активного нефтепромыслового освоения района в 1980-х годах, когда плотность аборигенного населения в данном районе была выше, ритуалы на культовом комплексе Имлор проводились чаще. Они, как правило, имеют форму коллективных молений (мыр). На данные ритуалы приезжают семьями, включая детей. Чтобы соблюсти последнее условие, в настоящее время, проведение обрядов стараются корректировать с канику- лами школьников.

На священном острове регулярно совершаются обряды моления и жерт- воприношения. На берёзы вывешиваются приклады ткани, останки жертвен- ных оленей. Помимо этого с острова берут скол древесины для изготовления личных божеств-покровителей. Ответственными за священное озеро Имлор являются Комтины, в 1970-х гг. переселившиеся отсюда на левые притоки р. Тромъеган. Имеются сведения, что нерегулярно на обряды на священный остров приезжают не только тромъеганские, но и пимские, аганские ханты, а также ханты, проживающие в бассейне р. Лямин.

В нескольких вариантах зафиксирован фольклорный сюжет, связываю- щий пантеон хантыйских божеств с объектами культурного наследия  и достопримечательными местами, находящимися в границах проектируемой территории: священным озером Имлор, священным местом в верхнем течении р. Люхъягун, почитаемыми участками леса между оз. Имлор и р. Люхъягун. Наиболее полная версия, записанная от Б.А. Комтина в 2004 г. звучит так: «…Около оз. Имлор есть высокий кедрачник. Ну, это давным-давно было. Говорят раньше род Моховских жил. Род этих Моховских, вот здесь на этой гриве жил, кедро- вой. И, говорят, они вот …такие мошенники ненормальные, что, говорят, ворона поймают, глаза выколют и отпускают. Или утку поймают, выщи- пают – голым отпускают. Ну и бог Нум-Торум поглядел на них – что непри- ятно делают…Ну, он взял тогда туда войско отпустил… вот на остров пустил, вот здесь вот – сюда… То войско Нум-Торум отправил, как старики рассказывают, чтобы уничтожить этих [Моховских]. А эти [Моховские] – они там вооружённые саблями со всеми…Войско пошли туда – ну поглядели. Они, те [Моховские] с берега уже машут копьями, саблями, говорят: ух, иг- рушки идут…Ну, они [войско] испугались – обратно пошли. Потом, вот этот Нум-Торум взял их [войско] и смял в одну кучу – вновь в охапку и бро- сил на этот же остров – йымынг пай. И образовался медведь стальной. По- хантыйски Кэв Пупи Ики – Каменный медведь – сын Нум-Торума …И те [Моховские] обрадовались – ну, сейчас поиграем. И тот Каменный медведь поплыл на эту кедровую гриву, вот сюда, с острова. Ну его встретили – ко- нечно его никак не срубишь… И он всех уничтожил…В это время у этих Мо- ховских был Йавэн Ики. Йавэн Ики – Юганский Бог – как раз родственник вот этих, ну предков [Моховских]. И он в гости приехал, думает – дело пло- хо. Спрятался в угол, потом смотрит – на шее у Кэв Пупи Ики мясо челове- ческое. Он вот так вот голову поворачивает, и видно: такая щель есть – только лезвие проходит. Вот за угол спрятался Йавэн Ики – и отрубил голо- ву этому медведю. И этот медведь Кэв Пупи Ики без головы вышел…и вот отсюда вышел…и вот здесь пошёл…Там есть один кругленький островок кедровый, чуть пройдя – опять островок кедровый. Этот «Каменный мед- ведь» шёл…Он, говорят, без головы вышел, немножко прошёлся – остано- вился на ночь. И там образовался кругленький, ровненький такой островок кедровый. Потом опять остановился – тоже такой же образовался…И вышел потом он, как старики говорят, вышел и пошёл вот сюда в вершину этой речки – Лунк йавэн. По пути вот здесь вот маленькие бора станови- лись – ягельные бора…На речку вышел, говорят…и прямо в речку нырнул, в яму…Там, говорят, на речке омут есть, когда-то яр был там… большой во- доворот. Туда вышел – там и потонул. И там священным местом считает- ся, где в реку погрузился. Туда молиться ходят…йыр – жертвоприношения там делают. Священное место Кэв Пупи Ики называется или Лунк йавэн той – «Бога реки вершина». Это в самой вершине Лунк йавэн …А вот эта грива и островки где он шёл тоже священными считаются…Там не молят- ся, но и не ночуют… Нехорошее место… Если там заночуешь, неприятно- сти будут…».

Отметим, что в данном сюжете фигурирует три персонажа, относящихся к высшему пантеону божеств восточных ханты: это верховный бог-творец – Нум-Торум, его сын – Кэв Пупи Ики, а также божество-покровитель всего бассейна реки Юган – Йавэн Ики. Присутствие последнего персонажа косвенно говорит о влиянии юганских ханты на развитие этнической истории тромъеганских ханты в недалёком прошлом. О Хозяине Югана – Йавэн Ики известна ещё одна легенда. Она связана с ландшафтными характеристиками проектируемой территории: «…Вокруг Йымынг лор … если нефтяники не срубили …вокруг кедрачник есть…А с кедрачника до озёра сейчас где-то ки- лометр считается …А раньше, говорят, … с кедрачника был берег озера Йымынг лор …А сейчас, говорят, в настоящее человеческое время как боло- то стало, мхом оброс… И одни говорят, что оброс, а другие говорят…Вот старинная бабушка … очень давно померла, она у меня всегда жила, за сто лет жила – рассказывала. Это, говорит, болото из-за того, что Нум-Торум сверху снял бор и подарил Йавэн Ики …» [Комтин Б.А.].

Помимо этого зафиксирован обычай, по которому, при первом пересе- чении озера, человек должен сделать венок из травы, и, переправившись, вы- весить его на берегу, на берёзе. Иногда, в этот венок завязывают монеты, от- резы жертвенного материала. По многочисленным свидетельствам информа- торов этот обычай соблюдается до сих пор [Комтин Б.А., Покачева Н.И., Со- почина Л.И., Мултанова М.И., Вандымов А.Н. и др]. Так этот ритуал был описан Б.А. Комтиным: «…Если в озеро никогда не попадал, ногу не насту- пал на озеро летом или зимой – то надо из травы – пwм трёхрядовый венок сделать. Венок делают из травы…вокруг шеи воткнул его – а потом только на озеро наступил…Через озеро проехал, на той стороне остановился, на суше, его повесил… ага на берёзу. Если, говорят, человеку долго суждено жить, то она долго будет висеть. А если не долго суждено жить, то она через год спадёт. А я там ездил, видел, на берёзах такие охапки вот этих венков. Есть и старые – еле держатся… Висят на любом берегу – хоть куда проехал – всё равно надо, без венка не проехать. Если ездил раньше, то нет – без венка проедешь. Если летом на обласке – то же самое, в облас повесил и прямо на обласе шуруешь. Ну, небольшой, чтобы голова влезла…»

Вероятнее всего, именно об этом обряде писал ещё столетие назад К.Ф. Карьялайнен: «Проезжающие впервые по жертвенному озеру у Ларьятского повязывает вокруг головы шерстяную головную повязку…, которую он после высадки на другой берег вешает на дерево на своём пути. Подобную, но сплетённую из травы головную повязку должен надеть едущий впервые че- рез озеро Тундра в Сургутском округе, и эта повязка тоже подвешивается на дерево на другом берегу озера…» Подобные ритуальные действия при пересечении одноимённого озера зафиксировала Е.В. Перевалова у аганских ханты в соседнем Нижневартовском районе: «…Человеку, впервые переез- жающему  через это озеро, на шею непременно надевают сплетённый из сухой травы венок. Даже если ребёнок ещё в люльке, и ему венок наденут. На другом берегу его снимают и оставляют на ближайшей берёзе. Считалось,что духи озера накажут всякого, кто не исполнит обряда. Допустим, едет человек на оленях, деревня кажется рядом совсем, да не доберётся никак, или летом на берегу из-за поднявшегося ветра сидит два-три дня [А.А. Сар- дакова, З.Н. и Л.Н. Айпины, В.С. Покачева, Ф.С. Бондаренко]»

По представлениям коренных жителей существуют запреты, связанные с сакральным статусом озера. Так по сведениям Н.И. Покачевой, М.И. Мултановой женщинам запрещено посещать священный остров, поэтому на обряды на остров ездят только мужчины. Хотя по сведениям других информаторов на остров могут приезжать и мужчины и женщины. Табуирован обход озера вокруг. Данные представления относятся к большинству священных мест ханты. В случае с озером Имлор этот запрет облачён в быличку: «…Раньше – давно, давно. Два мужика поспорили. Один говорит: «Я за один день каж- дый уголок этого озера Имлор обойду. А другой говорит ему: «Это озеро нельзя обходить – оно священное». Не послушался его первый мужчина – обходил озеро 7 дней. На 7-й день обошел и упал замертво. Не послушался – Боги наказали…» [Покачева Н.И.].

Источник


Достопримечательные места на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

Перечнем поручений Президента Российской Федерации от 20.08.2012 года № Пр-2705 (пункт 1б, абзац 2) предусмотрена подготовка органами исполнительной власти информации о разработке комплекс мер по сохранению и развитию исторических поселений, защите культурно-исторических городских и природных ландшафтов, установлению особого порядка регулирования градостроительной деятельности на территории исторических поселений.

Особое внимание в Югре уделено сохранению исторических ландшафтов, связанных с формированием древних средневековых и этнических культур на территории автономного округа.

достопримечательные места – творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, объекты археологического наследия; места совершения религиозных обрядов.

Создание системы достопримечательных мест как эффективного инструмента сохранения культурного наследия является сегодня важнейшей общественной задачей. Для Югры это деятельность актуализируется активным по темпам и масштабным по территории промышленным освоением.

Главная задача Службы государственной охраны объектов культурного наследия Югры в настоящее время – сохранить не только отдельные объекты археологии, но и исторический ландшафт в котором они формировались.

Охрана и использование единичных (точечных) объектов не может быть эффективной вне окружающего их исторического и природного пространства. Оно необходимо с точки зрения не только восприятия памятника, но также и с точки зрения его жизнеспособности. Поэтому создание достопримечательных мест призвано одновременно решить вопросы и охраны, и рационального использования памятников археологии и природы.

Первоначальным этапом формирования системы особо – охраняемых историко-культурных территорий, стал анализ месторасположения археологических памятников. Главным критерием отбора стал принцип компактного расположения групп археологических памятников (комплексы уже известных памятников и еще не изученных, но потенциально богатых археологическими объектами участков), их историческая и научная значимость. В течении 2009 – 2010 годов при активной помощи негосударственных археологических компаний был сформирован перечень из 59 таких потенциальных территорий. Одним из основных принципов при выборе претендентов для финансирования, стал принцип обеспечения сохранности археологии при разработке нефтяных месторождений в Югре.

По состоянию на апрель 2021 года в Югре в Единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации включены 56 достопримечательных мест – 47 регионального значения и 9 местного (муниципального) значения. В их составе 1365 памятников археологии и 69 памятников истории (священные места коренных малочисленных народов Севера).

На все достопримечательные места нормативными приказами Службы утверждены границы и режим использования территорий. Информация по всем достопримечательным местам внесена в Единый государственный кадастр недвижимости.

Из 56 достопримечательных мест – 44 созданы исключительно для сохранения священных мест коренного малочисленного населения Севера и исторического ландшафта, в котором они созданы и продолжают функционировать.

Одним из наиболее значимых объектов культурного наследия, поставленным на государственную охрану в 2016 году, в целях сохранения исторического и культурного наследия, а также реализации прав коренных малочисленных народов Севера на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиты, восстановления и сохранения историко-культурной среды обитания является достопримечательное место регионального значения «Нумто» в Белоярском районе автономного округа.

В границах достопримечательного места расположено 7 действующих святилищ ханты и лесных ненцев и 18 памятников археологии. Любая хозяйственная деятельность на территории памятника запрещена.

В границах достопримечательного места регионального значения «Нёх-Урий» поставленного на государственную охрану в 2013 году, в настоящее время известно 200 объектов археологического наследия (126 поселений, 44 городища, 6 могильников, 24 промысловых объектов – ловчих ям), возникших на протяжении 6 тыс. лет, начиная с каменного века. И работа по дальнейшему выявлению ещё далека от своего завершения. Указанные объекты археологического наследия объединены на участке, имеющем площадь 61 кв. км и протяжённость границ 38 км. Название новому объекту культурного наследия было дано по наиболее крупной старице р. Агана – Нёхурий (с хантыйского – «Лосиная старица»)..

Перечень достопримечательных мест и год включения в единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации:

  2012 год:

  • достопримечательное место регионального значения «Барсова гора» в Сургутском районе.

  2013 год:

  • достопримечательное место местного (муниципального) значения «Священное озеро Имлор» в Сургутском районе;
  • достопримечательное место регионального значения – «Священное озеро Еманглор – Балбанты» в Березовском районе;
  • достопримечательное место регионального значения – «Нех-Урий» в Нижневартовском районе;
  • достопримечательное место регионального значения – «Соровские озера» в Нефтеюганском районе;
  • достопримечательное место регионального значения «Культурный слой Сургута».
  • достопримечательное место регионального значения – «Священное озеро Еманглор – Балбанты» в Березовском районе;
  • достопримечательное место регионального значения – «Нех-Урий» в Нижневартовском районе;
  • достопримечательное место регионального значения – «Соровские озера» в Нефтеюганском районе;
  • достопримечательное место регионального значения «Культурный слой Сургута».

  2015 год:

  •  достопримечательное место регионального значения «Святилище Нёр-ойки и Чохрынь-ойки на оз. Турват» в Березовском районе;
  • достопримечательное место регионального значения «Святилище Чохрынь-ойки, в устье р. Тапсуй» Березовский район;
  • достопримечательное место местного (муниципального) значения «Святилище Каль-нехос Най-эквы и Тулям-ур-ойки» Березовский район;
  • достопримечательное место регионального значения «Скважина Р-1, связанная с открытием первого месторождения природного газа в Западной Сибири» в пгт. Березово.
  • достопримечательное место регионального значения «Святилище Чохрынь-ойки, в устье р. Тапсуй» Березовский район;
  • достопримечательное место местного (муниципального) значения «Святилище Каль-нехос Най-эквы и Тулям-ур-ойки» Березовский район;
  • достопримечательное место регионального значения «Скважина Р-1, связанная с открытием первого месторождения природного газа в Западной Сибири» в пгт. Березово.

  2016 год:

  • достопримечательное место регионального значения «Нумто» Белоярский район;
  • достопримечательное место регионального значения «Священная территория Йим Воч Ими» в Сургутском районе;
  • достопримечательное место регионального значения «Священное место Кор Воч Эвэт» в Сургутском районе;
  • достопримечательное место регионального значения «Священное место Тлятты яун ури» в Сургутском районе;
  • достопримечательное место регионального значения «Ляминская Священная гора» в Сургутском районе;
  • достопримечательное место местного (муниципального) значения «Священное место Яун той Кот Мых» в Сургутском районе;
  • достопримечательное место местного (муниципального) значения «Священное место Овыр Кол» в Сургутском районе;
  • достопримечательное место местного (муниципального) значения «Священное место Кат яун кут Кот Мых» в Сургутском районе;
  • достопримечательное место местного (муниципального) значения «Священное место Вокы рэп» в Сургутском районе;
  • достопримечательное место местного (муниципального) значения «Священное место Йымынг рэп-Йымынг соим» в Сургутском районе;
  • достопримечательное место местного (муниципального) значения «Культовое место Лунк яун той» в Сургутском районе;
  • достопримечательное место местного (муниципального) значения «Священное место Вать яун Кот Мых» в Сургутском районе;
  • достопримечательное место регионального значения «Эвыт Ики (Шаман гора)» в Сургутском районе;
  • достопримечательное место регионального значения «Эвут Рап» в Нижневартовском районе.

    2018 год:

  • достопримечательное место регионального значения «Кинямины» в Сургутском районе;
  • достопримечательное место регионального значения «Пунси» в Нефтеюганском районе;
  • достопримечательное место регионального значения «Сырковый сор» в Нефтеюганском районе;
  • достопримечательное место регионального значения «Согом» в Ханты-Мансийском районе.

    2021 год:

  • достопримечательное место регионального значения  «Яун-Ики Мых» в Сургутском районе.

Источник


dostoprimechatelnoe-mesto-im-lor


5._arkhitekturnaya_planirovka


24._etnograficheskie_issledovaniya_…