Архив iR. Бережков Д.В. К вопросу о самоопределении

Статья была опубликована на сайте «Экспресс-Камчатка» 26 ноября 2013 г. в качестве комментария к статье «В Югре запахло сепаратизмом. Ханты хотят забрать у нефтяников свои земли и заявляют о праве на самоопределение», опубликованной на сайте ZNAK.COM 13 ноября 2013 г.

Ханты-Мансийский округ в целом по вопросам прав коренных народов в сфере землепользования – находится на самых передовых позициях. Это произошло благодаря тому, что в 90-х коренные народ округа смогли пройти в парламент и в целом в органы власти и закрепить региональное законодательство в том числе на, так называемые, родовые угодья. ХМАО последним из регионов отменило проведение согласований со стороны объединений коренных народов земельного отвода для промышленных проектов. До сих пор продолжает работать ассамблея коренных народов в составе Думы (квота коренных народов в региональных парламентах в ЯНАО и НАО была давно отменена). То, что там происходят время от времени такие конфликты – можно вспомнить жителя Ханты -Мансийского АО Айваседу, который рубил топором колеса тракторов нефтяников — как раз говорит о том, что округ имеет значительную законодательную базу по вопросам прав коренных народов, сами коренные жители это осознают, осознанно защищают свои права и, самое главное, не боятся этого делать – это в данном случае, мне кажется, является самым знаковым акцентом этой истории.

Если же говорить о самоопределении – то нужно говорить о нем в двух смыслах. Первое – это самоопределение в котором народы выбирают другую форму управления или выделяются каким-либо образом в составе государства или же отделяются от него (в том смысле как его понимают в России). В этом смысле самоопределение – это один из самых устойчивых и, одновременно, самых противоречивых терминов международного права, который противоречит другому фундаментальному принципу территориальной целостности государств. Хотя и существует мнение, что принцип самоопределения первичен, все же в реальности – это два противоположных принципа, которые противоречат друг другу.

В России самоопределение обычно понимается достаточно узко (в смысле близком к отделению территорий в той или иной степени от государства) и воспринимается властями крайне негативно, в то время как во всем остальном мире и, в особенности, в международном движении коренных народов самоопределение обычно понимается гораздо шире и означает действительно определение или построение группой лиц своей судьбы. Если говорить о коренных народах, то есть сюда входят вопросы и сохранения и развития языков, культуры, общинное или традиционное право, возможность обучать детей или молодежь, вопросы участия в управлении своими территориями и ресурсами и многое другое.

То есть у зарубежных коренных народов развитие, например, национальных танцев (как у нас ансамбли Мэнго или Эргырон) или вопросы управления территориями или отделение от государства (как крайняя форма) – это все вопросы, относящиеся к одной сфере и той же сфере – самоопределение – self-determination.

Процессы, связанные с самоопределением если говорить о его крайней форме (отделении от государства) идут во всем мире, в том числе в Южном Судане, в Шотландии, в Квебеке, Испании и др. странах. Если говорить о тематике коренных народов – то самый известный пример – это Гренландия, которая сейчас делает реальные шаги к созданию независимого государства.

В связи с политической традицией в России в отношении термина «самоопределение», я бы больше склонялся к использованию терминов «соуправление»; участие в принятии решений; свободное, предварительное и осознанное согласие при рассмотрении таких вопросов как проблема нефтяников «Лукойла» и оленеводов Айпиных.

Когда идет речь об участии в принятии решений, никто из коренных народов не говорит о том, чтобы захватить все вопросы управления, например, недропользованием (нефтью и газом, и т.д.) в свои руки и начать качать нефть. Речь идет о гораздо более приземленных вещах – чтобы совместно разобраться где лучше дорогу проложить, чтобы ягельники не затронула, чтобы миграционный путь для оленей оставить свободным, чтобы, например, нефтяники оленей не отстреливали на обед, чтобы если лосось идет на нерест, то в этот сезон по ней техника не ездила и т.д. Ведь это простые вопросы зачастую для компании – но они являются вопросами буквально жизни или смерти для людей, которые живут традиционной жизнью. А их, как правило, никто, никогда, ни о чем, не спрашивает – как будто их там вообще нет.

В статье на сайте znak.com есть такая фраза: «В целях минимизации ущерба мы считаем, что надо на все эти объекты заходить одним коридором …», говорит представитель компании «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь». То есть в целях минимизации его расходов, при этом он совершенно даже не задумывается, говоря это, что его «минимизация» означает для других людей. То есть чтобы он чуть больше денег заработал – он должен отобрать у других, в данном случае у семьи хантов, их единственный источник заработка и считает это справедливым. При этом само месторождение является мелким (3,5 млн. тонн) – то есть в общей экономике «Лукойла» — это не значит ничего.

Вот о чем говорят коренные малочисленные народы Севера России в своих призывах: «Ну зарабатывайте свои миллиарды на нашей земле, но хоть нам жить дайте». Ведь в этом посыл, а не в каком-то мифическом сепаратизме. Ведь когда мы смотрим «Аватар» Камерона – у всех создается четкое ощущение несправедливости, что компания не права разрушая жизнь аборигенов, а они правы защищая свою жизнь и судьбу. Ведь такой же «Аватар» идет ежедневно в северной тайге и тундре для наших северных народов.

В самом же термине самоопределение ничего страшного нет. Это не является сепаратизмом и то, что авторы статьи «В Югре запахло сепаратизмом» их так легко смешали – говорит о том, что авторы не совсем разобрались в этом вопросе. Интересно, что такие же процессы идут здесь в Северной Норвегии – в сентябре этого 2013 г. «к власти» в Парламент Саами сейчас пришла новая группа, настроенная на то, чтобы законодательно дать саамам право вето на развитие промышленных проектов на своих традиционных территориях. И в Парламенте идут споры по этому поводу, в том числе некоторые саамы против такого шага.

Таким образом использование в риторике термина самоопределение – не является чем-то страшным или некорректным. Но все же чисто из политических соображений, учитывая последующую крайне нервозную и неадекватную реакцию властей и прежде всего спецслужб, я бы все же пользовался терминами «участие в принятии решений» и «свободное, предварительное и осознанное согласие» коренных народов на разработку проектов промышленного развития на своих традиционных землях.

Спецслужбы России с подачи, естественно, Администрации Президентаотносятся параноидально к подобным высказываниям. Например, сейчас ФСБ проводит проверку участия делегации Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ в международной конференции коренных народов в Альте в Норвегии в июне 2013 г. Проверка проводится по итогам письма в ФСБ, написанного новым президентом Ассоциации – Григорием Ледковым. Он же депутат Государственной Думы РФ и ставленник Администрации Президента, для того, чтобы поставить движение коренных народов под контроль Кремля. Те, кто интересуются вопросом – наверное знают, что происходило на Съезде коренных народов в апреле 2013 года в Салехарде. Так вот, ФСБ проводит проверку в отношении того, что якобы члены российской делегации инициировали и пролоббировали принятие в Альтинской Декларации пункта о самоопределении коренных народов. И по этому поводу тягают на допросы (приглашают на беседы) членов делегации.

Как участник конференции могу заявить, что уж это точно бред. Потому что российская делегация никакого отношения к пункту о самоопределении коренных народов не имела и лишь проголосовала в конце конференции, среди остальных участников, за Декларацию в целом, в которую и был включен этот пункт. Более того, боюсь, что даже если бы вся российская делегация была против этого пункта – его все равно бы включили, т.к. это обычный стандартный пункт во всех международных декларациях и резолюциях, которые принимают коренные народы в последние лет 30-ть и на тех, кто предложил бы его исключить, остальные участники международного движения коренных народов посмотрели бы, мягко говоря, косо.

Более того, в отличие от конференций в предыдущие годы, в Альте российская делегация вела себя очень спокойно и не критиковала Правительство РФ. Было видно, что участники российской делегации стараются избегать острых тем и не поднимать их с трибуны. Сказалась шпиономания, раздутая в России за последний год. И это было явное отличие от конференций в предыдущие годы, что естественно отметили участники из других стран. Сейчас члены делегации собираются писать коллективное письмо Путину о том, что в Альте российская делегация не инициировала пункт о самоопределении и не поднимала вопросы об отделении от России.

При этом Россия сегодня становится одним из ведущих государств, которое пытается влиять на глобальную повестку дня по вопросам коренных народов и тормозить их развитие в международном законодательстве. Я вхожу в международную рассылку коренных народов по подготовке участия коренных народов во Всемирной Конференции по вопросам коренных народов, которую будет проводить ООН в 2014 г. Так вот Россия, вместе с Китаем, являются одними из главных противников участия самих коренных народов в этой конференции. То есть Россия продавливает вопрос о том, что это конференция стран (конференция ООН), а не коренных народов, поэтому их участие там не обязательно. Крайне похоже на наши российские реалии – не правда ли?

Возвращаясь к вопросу о хантах и самоопределении. Первое – ничего криминального в использовании этого термина нет, никакого сепаратизма он не несет. Второе – лично я бы его не использовал, чтобы не раздражать власть. Третье – более того, я не вижу абсолютно никаких оснований думать, что коренные народы Севера угрожают территориальной целостности России, а если бы такие основания были, то лично я был бы категорически против. У нас одна страна – она великая, добрая и сильная, я желаю ей только процветания и, в первую очередь, коренным народам, которые здесь проживают. То, что ее сегодня захватила в доверительное управление ГБ-контора, которая выдавливает и раздавливает все доброе, разумное и светлое – не означает, что мы, коренные народы, желаем её распада.

Д. Бережков, 26.11.2013 г., Тромсо, Норвегия