Почему все меньше оленеводов соглашаются кочевать и жить в чуме

Его статья об уменьшении численности сельского населения в арктических регионах мира, написанная в сооавторстве с другими российскими и зарубежными учеными, опубликована в последнем номере известного научного швейцарского журнала Sustainability.

Константин, почему все больше тундровиков сегодня предпочитают жить не в “прекрасной стране оленьей”, а в поселках и городах?

Константин Филант: Один из основных мотивов – желание обеспечить лучшее будущее для своих детей. Ведь каким бы ни был привычным уклад жизни для оленевода, как бы ловко он не управлял стадами, нужно понимать, что это все-таки невероятно тяжелый труд в сочетании с крайне суровыми условиями проживания. Мы же все хотим, чтобы у нас в доме были свет, вода, теплый туалет. Тундровики – не исключение. Ко всему, это еще и промысел можно сказать на грани выживания. Только 20 процентов оленеводов владеют большими стадами, но при этом имеют средний уровень достатка, и лишь единицы – высокий. Вообще, чтобы жить хорошо, на каждого члена семьи должно быть не меньше 114 оленей. То есть если в семье семь человек, то нужно иметь не меньше 800-1000 голов. Все остальные семьи оленеводов в тундре не смогли бы выжить, если бы не помощь государства. Тундровикам сегодня доплачивают при сдаче оленины, помогают с техникой, дровами, дают “чумовой капитал” на постройку национального жилища, а это шесты, нюки (изделия из шкур, которыми покрывают чумы), шкуры оленей – в общей сложности полмиллиона рублей, оплачивают обучение студентов и т. д.

Те, кто кочует уже не одно десятилетие, эту лямку, конечно, тянут, но они, как правило, хотят, чтобы их дети жили лучше. В более комфортных бытовых и социальных условиях.

Дальневосточники отметили Международный день коренных народов мира

Молодежь оседает в поселках и городах, потом приходит время, и они забирают к себе стареющих родителей, оленей передают родне, чтобы все же иметь мясо. Ко всему это лишний повод съездить в тундру.

Ваша статья в швейцарском журнале об этом?

Константин Филант: Изучая, как мигрирует сельское население мира в города, мы рассматривали коренные кочующие народы как часть этого населения. Во всем мире на протяжении последних десятилетий в арктических регионах происходит отток жителей из сел. И мотивация по миграции одинакова как для кочующих, так и для оседлых. Абсолютно такая же ситуация и на Аляске, и в Канаде. Люди везде одинаковы. Основные мотивы переселения в города – социальные и личные. Ни изменение климата, ни техногенные факторы практически никак не влияют на миграцию коренных народов севера. На Ямале мы собирали и анализировали информацию на протяжении почти десяти лет. И что показательно, статья в швейцарском Sustainability вышла уже после введения санкций по научному сотрудничеству с Россией. Что только в очередной раз доказывает: международному сообществу ученых и читателю интересны работы российских исследователей.

Вот и мне интересно, а почему из тундры бегут главным образом женщины?

Константин Филант: Из тундры, как правило, не бегут, туда не возвращаются, а вот из малочисленных сел и поселков действительно “бегут”. Девушки, отучившись в школе-интернате, а потом в училище уже не хотят возвращаться в тундру или село. Найти невесту для оленевода или рыбака – настоящая проблема. И девушек понять можно, в них срабатывает базовый материнский инстинкт: вынашивать, рожать и воспитывать, обеспечивать жизнь ребенка безопаснее в городе, поселке. Ко всему, для родителей и детей – огромный стресс, когда подходит время отдавать их в интернат. Дети приезжают только на каникулы, и, по сути, они растут оторванными от семьи.

Фото: Пресс-служба правительства ЯНАО.

Кроме того, на женщине оленевода лежит огромная часть работы. Она, например, должна поставить чум, когда семья переместилась с места на место. А это означает, что ей самой нужно тягать тяжелые шесты, нарубить и собрать хворост, который надо еще найти в условиях скудной растительности. Все это должно быть ей физически под силу. Мужчина и рад бы помочь, но он в это время занят оленями. Женщина выделывает шкуры. Кропотливо шьет из них на всю семью одежду и зимнюю обувь. Причем, даже беременные женщины работают до последнего, пока не наступит отправляться в роддом.

Вот почему все меньше девушек соглашаются кочевать вместе с мужчинами, жить в чуме, и воспитывать в тяжелых условиях детей.

Думаю, процесс переселения в города и поселки происходил бы еще быстрее, если бы там была работа для мужчин. Женщине даже со средним образованием можно устроиться почтальоном, к примеру, продавцом, няней и так далее. То есть выполнять обычный женский функционал. Для мужчины, выросшего и воспитанного на национальном укладе, чаще всего работы в поселках нет. Но при этом одним из мотивов для переезда в поселки, а оттуда в города, мужчины все же называют желание жениться.

А как сказывается на детях, воспитанных в интернате, то, что они с ранних лет вынуждены жить в отрыве от семьи? Не возникает ли синдром, как у детдомовских ребят, когда они даже еду приготовить себе не могут?

В Салехарде фундаменты зданий исследовали “стоячими” волнами

Константин Филант: Это дети, выросшие между двух цивилизаций: их и поселковыми, городскими не назовешь, поскольку годами они живут в замкнутом пространстве, им даже в магазин не приходится ходить. И к кочевой жизни они не привыкшие. Как бы их не пытались в интернатах обучать метать тынзян на хорей (метод, который используется при ловле оленей), строить чум и делать нарты, все это, конечно, не заменит настоящей жизни в тундре. Когда ребята возвращаются домой, им нужно еще два-три года, чтобы овладеть навыками настоящего оленевода.

На Ямале сегодня самое большое поголовье в мире – 630 тысяч оленей. А сколько человек кочуют со стадами?

Константин Филант: По последним данным – 10,5 тысяч. В целом сегодня на Ямале около 49 тысяч коренных малочисленных народов Севера – ненцев, ханты, манси. Численность их растет, но все большая часть из них перебирается жить в населенные пункты.

Тундровики легко адаптируются к городской жизни?

Константин Филант: У кочевых народов севера, веками вынужденных приспосабливаться к очень сложным условиям жизни, открывается невероятный потенциал интеграции в городской социум. За какие-то 50 лет они совершили скачок в развитии: от общинной семьи – до цифрового общества. Некоторым народам для этого нужно было сто, а кому-то и двести лет. У всех оленеводов давно уже есть смартфон, не хуже городских жителей они владеют технологиями. Так что они довольно органично входят в городской социум.

Да, одна моя знакомая чумработница в Telegram зарегистрировалась раньше, чем я… Но не потеряем ли мы, общество в целом, уникальное этническое сообщество, если все оленеводы однажды переедут жить в поселки?

Константин Филант: Думаю, все тундровики, конечно, не переедут. Хотя процесс этот будет неизбежно нарастать. Сохранится и оленеводство. Только формы его трансформируются. Сегодня есть немало оленеводов, которые живут и работают в городе или поселке, но у них есть животные, которых пасут родственники в общем стаде. Традиционный образ жизни не умрет еще и потому, что сегодня они работают в городе, а завтра едут в тундру помогать родственникам или рыбачить.

Но в целом кочующих оленеводов в мире сегодня уже практически не осталось. По той простой причине, что нет таких пространств и кормовой базы для оленей, как в нашей стране. Поэтому самое большое сообщество кочевников как раз в России. Но в остальном и в других странах прослеживаются все те же тенденции, что и в нашей стране. Численность сельского населения сокращается. И стремление к более качественной жизни касается не только коренных народов. Если взять статистику за сто последних лет, то в начале прошлого века 80 процентов населения России жило в деревнях, и только 20 – в городах. Сейчас ровным счетом наоборот. И центростремительный поток только усиливается. Что легко объяснимо: в мегаполисах легче найти более выгодную работу, сама жизнь там проще и комфортнее.

Источник