История «Исчезающих», и то, что происходило ранее с озером Нумто, с Сергеем Кечимовым и многими другими — говорит о том, что не все благополучно, к сожалению, в округе и не все соответствует той картине, которую рисуют официальные власти.
Грустно, что о таких проблемах также не говорят и официальные лидеры Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, которые часто рисуют в своих презентациях красочные пейзажи, лакирующие суровую и печальную реальность. Вот, например, типичное выступление бывшего президента Ассоциации КМНС «Спасение Югры», а ныне депутата окружной думы и вице-президента Ассоциации КМНСС и ДВ РФ Александра Новьюхова из которого сложно понять, кто на самом деле выступает — депутат, представитель общественной организации коренных народов или сотрудник пресс-службы губернатора ХМАО. И все его выступления на всех публичных форумах, особенно международных, примерно одинаковы — о том, как много и упорно работает правительство Ханты-Мансийского округа, выделяя все новые и новые деньги для аборигенов и неустанно развивая все новые программы содействия коренным народам.
Слова Стаса — героя фильма «Исчезающие», который говорит о том, что компенсация от Сургутнефтегаза составляет 2 тыс. руб. на квартал на человека, а также слова Новьюхова о том, что государственная программа «Устойчивое развитие коренных малочисленных народов Севера» ХМАО на 2020 г. составила около 58 млн. руб. говорят о том, что, по большому счету, миф о том, что коренные народы ЮГРЫ получают огромные компенсации от нефтяников и огромные деньги от окружного правительства, в рамках программ социально-экономического развития КМНС, является всего лишь мифом.
