Прочитал вчера в WhatsApp обращение от имени жителей Усть-Янского улуса в адрес Президента России, далее всем. По поводу строительства атомной станции в Усть-Куйге. А сегодня получил несколько звонков от известных в республике людей по этой же теме.
Коротко о себе. Я закончил Томский политех по специальности «Атомные электростанции и энергетические установки». Дипломную работу делал на Курской АЭС. После чего довольно долго проработал в Краснознаменном союзном тресте «Востокэнергмонтаж». Сейчас регулярно бываю в Усть-Янье по работе. Так что имею вполне практическое представление о жизни в улусе и поселках.
Несколько строк о технических вопросах:
Да, расход воды на таких объектах довольно значительный. Грубо процесс выглядит следующим образом: Вода поступает в реактор, там нагревается до состояния пара, и этот пар крутит лопасти турбины.
Но в речной воде всегда содержится много механических примесей (ил, песок, взвеси…) и полно разных солей. Если такую воду сразу подать на энергетическую установку, то она очень быстро выйдет из строя. Из-за известковых отложений и коррозии. Поэтому на всякой станции есть система химводоочистки. Воду прогоняют через механические, ионитовые и прочие фильтры. На выходе получается практически дистиллированная вода. Всякий здравомыслящий человек понимает, что сливать дистиллят в реку – слишком дорогое удовольствие. Поэтому на выходе из турбины стоит конденсатор, в котором пар охлаждается до состояния воды и снова поступает в реактор. То есть, мы имеем дело с классическим замкнутым циклом оборота воды, когда использованная в реакторе вода не попадает в реку и никак на нее не влияет.
Еще один часто задаваемый вопрос: как можно строить ЛЭП в условиях тундры?
Между Усть-Куйгой и Депутатским есть круглогодичная дорога. Почти вся она проходит по горам, то бишь по скальнику. Так что технически вопрос решаемый.
Что касается Казачки, то еще в советское время были планы построить круглогодичную дорогу «поверху» – по вершинам гор и сопок. То есть, опять по скальнику.
Теперь что касается письма.
Чувствуется, что его авторы слабоваты в плане технологий и поэтому предпочитают выражаться общими словами, без необходимой детализации и конкретики. В частности, они пишут, что хранение СПГ производится путем искусственного охлаждения до -161 градуса. Но дальше не идут. А должны бы. Ведь если мы ставим в Усть-Куйге станцию на СПГ, то существенную часть вырабатываемой электроэнергии она будет тратить на собственные нужды – питание криогенных систем охлаждения хранилища СПГ, или попросту морозильников.
А хранилище понадобится большое. Учитывая наши долгие лютые зимы и супер-сложную логистику. Как это скажется на экономике проекта? Не получится ли так, что станция на СПГ будет тратить на охлаждение своего хранилища больше, чем на отпуск малочисленным потребителям? Понятно, что СПГ нынче в тренде. Всякий, кто заговаривает на эту модную тему, автоматически считается продвинутым.
Но еще лет двадцать назад я впервые услышал о якутских энтузиастах пиролиза. Пиролиз бурых углей позволяет получать газообразное и жидкое виды топлива. В Усть-Янье нет доказанных запасов природного газа. Зато есть несколько крупных месторождений бурого угля. Так может не надо гоняться за модой, а лучше посмотреть себе под ноги?..
В чем я согласен с авторами письма, так это с упреком в недостаточной разъяснительной работе. Нельзя Росатому замыкаться на маленькой Усть-Куйге населением в 600 человек. Объяснять нужно всей республике, всем жителям Якутии.
С чем не согласен, так это с требованием немедленно дать ответ по вопросам, которые могут быть корректно даны лишь по завершении определенных этапов работы над проектом.
Сейчас речь идет о завершении изысканий. Следом должны быть сделаны предпроектные работы. Затем Оценка воздействия на окружающую среду, на основе которой пройдут Общественные слушания. И только после этого дело дойдет до собственно проекта. Понятно, что конкретные ответы на вопросы экологии и здоровья населения мы получим только из ОВОС. Понятно, что фактическую стоимость киловатт-часа и сроки строительства ЛЭП мы узнаем только по завершению проектных работ. Все это давно известные процедуры, не знать которые стыдно в приличном обществе.
И последнее. Очень надеюсь, что авторы письма искренне озабочены путями развития Усть-Янского улуса, а за их спинами не маячит кто-то из числа будущих кандидатов в депутаты Госдумы.