Формирование и ведение списка лиц, отнесенных к коренным малочисленным народам, стало еще одной задачей государственной системы мониторинга в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций, оператором которой выступает ФАДН. Соответствующее постановление подписал председатель Правительства РФ Михаил Мишустин.

Систему мониторинга состояния межнациональной сферы запустили в конце 2016 года. К концу 2017-го ее внедрили во всех регионах, тогда же было подписано положение, определяющее цели и задачи оценки состояния межнациональной среды.
Теперь согласно изменениям: “еще одной функцией системы мониторинга, помимо выявления и реагирования на конфликтные ситуации, будет “учет лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации” и “формирование списка лиц”, относящимся к ним”.
Эти изменения стали продолжением многолетней работы по созданию единого списка лиц, относящихся к коренным малочисленным народам России, которая в июне этого года была возложена на Федеральное агентство по делам национальностей.
По мнению авторов данного постановления правительства единый список решит одну из основных проблем представителей малочисленных этносов – упростит им доступ к природным ресурсам для ведения традиционной хозяйственной деятельности. Кроме того, им не придется каждый раз заново собирать и подавать документы, так как вся необходимая информация будет содержаться в перечне.
Опыт создания и ведения единого общероссийского списка коренных малочисленных народов станет первым в истории РФ. Ранее подобные перечни велись только на местном уровне в некоторых из регионов.
Работу по созданию реестра коренных народов активно поддерживала Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока и ее президент, депутат Государственной Думы РФ Григорий Ледков, который в одном из интервью заявил, что “вступление в силу данного федерального закона позволяет ассоциации планомерно перейти к дальнейшей системной работе по улучшению положения коренных народов. В первую очередь это традиционное рыболовство, правила традиционной охоты, пенсионное обеспечение, вопросы взаимодействия с особо охраняемыми природными территориями, которые созданы на территориях проживания коренных народов, вопросы образования.”

Следует отметить, что работа над системой мониторинга в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций была начата в 2015 году. В феврале 2016 президент России поручил ФСБ, Генеральной прокуратуре, Минюсту, Минкомсвязи, Роскомнадзору, ФАДН совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти представить предложения по организации мониторинга информационных угроз в сети интернет.
Исполнителями данного поручения стали: директор ФСБ Александр Бортников, Генеральный прокурор РФ Юрий Чайка, Министр юстиции Александр Коновалов, Министр связи и массовых коммуникаций РФ Николай Никифоров, Руководитель Роскомнадзора Александр Жаров, Руководитель Федерального Агентства по делам национальностей Игорь Баринов. Однако ответственным исполнителем был назначен директор ФСБ А. Бортников.

По информации Федерального Агентства по делам национальностей система мониторинга состояния межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций по всей стране, созданная ФАДН России, ориентирована, в первую очередь, на выявление противоправной деятельности в Интернете. К системе подключены все субъекты Российской Федерации, а в 48-ми такая работа завершена и на уровне муниципальных образований, что позволяет максимально эффективно использовать возможности искусственного интеллекта.
Пользователями системы являются Администрация Президента, институт полномочных представителей Президента в федеральных округах, МВД России, Национальный антитеррористический комитет, Министерство обороны Российской Федерации, а ее база насчитывает более 25 миллионов объектов. В нее внесены сведения о 90 тыс. СМИ, 220 тыс. НКО, 3,2 тыс. казачьих организаций, 2,1 тыс. общин коренных малочисленных народов (данные на 2018 г.)
Стоит заметить, что в международной практике подобных систем учета коренных народов не существует. Единственным аналогом может являться система учета местного населения в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китайской Народной Республики (ранее Восточный Туркестан), в котором проживают уйгуры – тюркоязычный народ, относящийся к мусульманам-суннитам по вероисповеданию.
Источник – iRussia
2020.08-Постановление-Правительства-РФ-о-системе-мониторинга2020.06-Изменения-в-положении-о-ФАДН
2020.01-ФЗ-о-гарантиях-прав-изменения
2017-Приказ-ФАДН-о-методических-рекомендациях
2017.10-Постановление-Правительства-РФ-о-системе-мониторинга
2016.-Перечень-поручений-президента-РФ
Федеральный-закон-от-30.04.1999-N-82-ФЗ-ред.-от-13.07.2020
One thought on “Систему учета коренных малочисленных народов Севера (реестр коренных народов) передали в руки ФСБ”