Елена Голомарева: Нерешенные вопросы обсудим во время съезда оленеводов

18.03.2025

Уважаемые делегаты и гости   IV съезда оленеводов республики!

От имени Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС (Я), региональной общественной организации «Якутская Арктика» и от себя лично искренне поздравляю с важным событием —  с началом  съезда оленеводов!

Невозможно переоценить роль оленеводства, как основы жизни и выживания для коренных малочисленных народов Севера. Оленеводы, которые остались верны традициям и укладу жизни своих предков и, которые, как и много веков назад, на своих оленях рассекают тысячи километров вдоль северного ледовитого океана в суровых условиях Арктики, являются людьми самой мужественной и нелегкой профессии.

Оленеводством сегодня занимаются в 20 из 34 районов Якутии, в 98 оленеводческих хозяйствах, из которых 57 являются общинами коренных малочисленных народов. По предварительным данным, на конец 2024 года поголовье оленей в хозяйствах всех категорий Якутии составило 162 599 голов. Наибольшее количество животных было зарегистрировано в Усть-Янском районе — 33 557 оленей. Следующими по численности идут Анабарский район с 21 306 оленями и Булунский район с 16 660 головами.

По итогам 2024 года наша республика находится в тройке лидеров страны по количеству домашних оленей.

Домашний северный олень дает им возможность жить в гармонии с суровой природой Крайнего Севера. Многие оленеводы говорят: «Наш народ будет жить, пока есть олени. Не станет оленя – не будет и народа».

Сегодня Республика Саха (Якутия) обладает достойной нормативной правовой базой в области защиты прав коренных малочисленных народов Севера – 45 законодательных акта, регулирующих различные сферы общественных отношений. Не все удалось достигнуть, есть и нерешенные вопросы, которые мы обсудим во время съезда и которые обязательно найдут отражение в резолюции съезда.

Для сохранения и дальнейшего развития этой отрасли необходимы пригодные в качестве кормовой базы территории – оленьи пастбища. В настоящее время действующее законодательство приводит к невозможности использования оленьих пастбищ коренными малочисленными народами Севера. Северное оленеводство коренными народами ведется в основном на землях лесного фонда.

Согласно Земельному кодексу Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование представителям коренных малочисленных народов и их общинам только для размещения зданий и сооружений с целью сохранения и развития традиционного образа жизни и промыслов сроком на 10 лет.

Эта норма противоречит требованиям федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», нормами которого им гарантировано в местах традиционного проживания и деятельности безвозмездное пользование землями различных категорий, необходимыми для осуществления традиционного хозяйствования и традиционных промыслов.

Мы предлагаем выделить понятие «оленьи пастбища» в отдельную категорию земель в целях развития оленеводческого производства, определения порядка предоставления, рационального использования и охраны оленьих пастбищ, унификации понятия оленьего пастбища на территории Российской Федерации. Во-вторых, предоставление земельных участков коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и их общинам на праве безвозмездного пользования.

Также самыми актуальными сегодня остаются вопросы реализации права на пользование коренными народами Севера объектами животного мира, земельными участками. Есть вопросы по ведению хозяйственной деятельности в современных условиях, доступа к информационно-телекоммуникационным сетям интернет.

Хочу напомнить, что значение республиканского закона «О кочевой семье» лежит прежде всего в народосбережении. По данным статистики там, где кочует вместе с семьей хранительница очага, показатели количества оленей стабильны, идет рост поголовья оленей. Сейчас мы находимся у очень опасной черты, когда может быть разрушена многовековая цивилизация кочевой жизни. Женщина-мать перестала кочевать и охранять домашний очаг своей семьи, поэтому крайне необходимо, чтобы в полную силу заработал закон о кочевой семье. Если у нас всего 283 чумработниц, то в Ямало-Ненецком округе кочует со своей семьей круглый год 5,5 тысяч женщин-чумработниц,  где и производственные показатели выше, и жизнь и быт оленеводов налажена. Мы как инициаторы законопроекта видим причины упадка отрасли оленеводства также в том, что в тундре исчезли кочевые семьи. По данным статистики там, где кочует вместе с семьей мать – хранительница очага, показатели количества оленей стабильны и из года в год увеличиваются.

Правовое положение оленеводства, социальные гарантии до сих пор не определены специальным федеральным законом. Исходя из этого необходимо срочное решение таких проблем, как компенсации оленеводу повышенных затрат, строить и содержать мобильное жилье, иметь транспорт для его перевозки, готовить или обеспечиваться топливом для своего жизнеобеспечения, гарантировать кочевое питание и т.д. Интенсивное развитие промышленности в местах традиционного проживания вносит серьезные изменения в привычную жизнь коренных малочисленных народов. Тем не менее, необходимо сохранить уникальный традиционный уклад коренных народов, бережное отношение к их самобытной культуре – надо эти проблемы обсудить.

В эти дни я с отчетом побывала в пяти арктических районах своего округа, где встречалась с жителями самых отдаленных наслегов, где испокон веков живут потомки оленеводов и рыбаков. Людей волнуют высокие тарифы на билеты, ГСМ, дороговизна цен на продукты, износ социальных объектов и изменение климата. Рыбаки и оленеводы также считают несправедливыми высокие штрафы ввиду несоразмерности возмещения ущерба водным объектам, тогда как они занимаются традиционным рыболовством и ввиду дороговизны цен на продукты питания это занятие остается единственным доходом для выживания в суровых условиях Арктики.

Оленеводы Булунского улуса рассказали, что их скромные доходы не покрывают транспортные расходы, а продукты в 3-5 раз дороже. Жители Арктики, с которыми я встречалась, тем не менее уже ощутили позитивные изменения с созданием торгово-логистических центров, которые являются важным звеном опорной сети северного завоза.  До конца текущего года ТЛЦ появятся во всех 13-ти арктических районах. Этот вопрос глава республики Айсен Николаев держит под своим личным контролем.

Нашим комитетом разработан проект закона под рабочим названием «О факториях», целью которого является создание системы жизнеобеспечения и улучшения социально-бытовых условий, отвечающих удовлетворению жизненно важных потребностей малочисленных народов. Работа по доработке законопроекта продолжается. Кочевье оленеводов – это огромные территории на сотни и тысячи километров по тундре, по которой они вынуждены передвигаться на оленях и снегоходах, летом на моторных лодках и вездеходах. Районы, расположенные на территории Арктической зоны, отличаются экстремальными климатическими условиями и относятся к абсолютно дискомфортным зонам для проживания человека, существенными инфраструктурными ограничениями. Когда мы ездили на Ямал, то увидели положительный опыт развития факторий, который можно перенять и использовать и в условиях нашей республики. Фактории находятся непосредственно в местах кочевья оленеводов, где они построили базы, куда входят магазин, место отдыха, баня, складские помещения и. т. д.  Базы эти находятся в местах пересечения кочевья, поэтому они очень удобно расположены, и оленеводы имеют хорошую возможность недалеко от своей базы приобрести продукты, товары первой необходимости, ГСМ, запчасти, сдать свою продукцию, отдохнуть и т.д.

Очень надеюсь, что появление ТЛЦ, а затем факторий, снимет очень большую социальную проблему оленеводов – обеспечение продуктами, ГСМ и товарами первой необходимости по доступным ценам на местах кочевий, о котором они озвучили во время встреч с депутатами на места

Благодаря последовательной работе парламента и правительства республики в бюджете РФ появилась отдельная строка финансирования отрасли оленеводства. К примеру, по линии Минвостокразвития на 2022-2023 годы были предусмотрены федеральные средства на приобретение передвижных домиков для оленеводов, на строительство коралей и на обеспечение оленеводческих бригад беспилотниками и квадрокоптерами.

Хочу напомнить, что буквально на днях – на одиннадцатом пленарном заседании Государственного Собрания (Ил Тумэн) в закон «Об этнологической экспертизе» в первом чтении внесены изменения, расширяющие права коренных народов Севера.  С учетом сложившейся судебной практики предлагается уточнить понятие «объединения малочисленных народов» в целях приведения в соответствие с Методикой исчисления размера убытков, причиненных объединениям коренных малочисленных народов всех форм собственности и физических лиц в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности. Таким образом, мы внесли уточнение в закон, согласно которому МУП-ы, занимающиеся оленеводством, охотой и рыболовством также имеют право на компенсацию убытков. На данный момент таких муниципальных предприятий в республике у нас 13, которые тоже являются правообладателями обширных земель и пастбищ, и которые оказались вне действия данного закона.

Еще раз хочу напомнить, что оленеводы – это не только мужественные люди, ведущие кочевой образ жизни в экстремальных природно-климатических условиях, это еще и надежные пограничники Арктики, общественные экологи, защитники вечной мерзлоты и хозяева арктических территорий! Наши северяне сегодня мужественно защищают свою Родину и в зоне боевых действий на Украине, где проявляют свои отменные навыки охотника и стрелка.

Желаю всем эффективной работы на съезде, здоровья и достойной оценки вашего нелегкого труда!

Елена Голомарева, председатель комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) по вопросам коренных малочисленных народов Севера и делам Арктики

Источник