Борис Акунин: “В давней, двухвековой борьбе… в очередной раз восторжествовала Орда”

Мне кажется, большинство из нас еще не поняли, что российский мир опять, как век назад, уже раскололся, будто льдина, и две ее половины, большая и малая, стремительно отдаляются друг от друга. Просто раскол произошел менее драматично, без давки на последний пароход, без «уходили мы из Крыма среди дыма и огня». Раскол растянулся по времени, да и трещина поначалу была неширокая, кто-то до сих пор еще прыгает с одной льдины на другую.

И тем не менее — всё. Россий опять стало две. Очень многие — на обеих половинах — не могут или боятся это осознать. Пора переставать прыгать, иначе в одну сторону скакнешь, а обратно уже не допрыгнешь.

Надежды на скорый крах паршивого режима (опять-таки как 100 лет назад) не оправдываются. Паршивый-то он паршивый, но парша, как известно, прилипчива. В прошлый раз ее 70 лет отскрести не могли. На этот раз, вероятно, понадобится меньше времени, оно ведь в 21 веке идет быстрее, но всё же чемоданы надо распаковывать и готовиться к тому, что это надолго.

Что будет с «малой» Россией, разбредшейся по разным странам, в общем ясно. Те, кто моложе, или активнее, или профессионально космополитичней, с разной степенью успешности ассимилируются. Те, кто старше возрастом и кто профессионально привязан к языку и культуре, будут грустно петь «пока не меркнет свет, пока горит свеча» — и поддерживать этот огонек, сколько хватит жизни и сил. Эта работа не бессмысленна и не тщетна, потому что в той, «большой» России останется очень много людей, которым этот огонек будет нужен и дорог.

В метрополии — чертово дежа-векю — скоро станет совсем кромешно. В давней, двухвековой борьбе между азиатским государством и европейской культурой в очередной раз восторжествовала Орда, она примется усердно азиатить культуру. (В Азии и ее культуре ничего скверного нет, уж мне ли, востоковеду, это не знать; речь идет об Азии политической — той, в которой государство это всё, а личность ничто).

Культура метрополии будет цензурирована, выхолощена, поставлена на четвереньки и обучена вилять хвостом. Видели, помним. Потом, конечно, сформируется контркультура, виртуоз Эзопова языка и фиги в кармане. Тоже помним, кушано достаточно. Эмигранты будут умиляться на любые живые проявления подцензурной культуры — как Набоков на Окуджаву. Россияне — тайком передавать друг дружке Тамиздат. И печататься под псевдонимом на Западе.

Какая же всё это тоска, дамы и господа. Национальный гимн России: «А мы просо сеяли-сеяли, а мы просо вытопчем-вытопчем». Ну, а главное национальное стихотворение: «Каждый выбирает для себя». Опять надо выбирать: щит и латы, посох и заплаты; религию, дорогу; служить ли дьяволу; меру окончательной расплаты — и далее по списку. Кто-то платит профессией, кто-то обеднением, кто-то эмиграцией. Самые достойные — свободой. И даже жизнью. Чем выше качество человека, тем дороже плата.

И всё это того стоит. Вот о чем я думаю и зачем написал этот текст, а вовсе не для того, чтобы нагнать на вас еще больше уныния. Не столько у нас всех, сколько у каждого по отдельности экзаменационная сессия. Надо не срезаться.

Источник


Павел Суляндзига: “Очень хороший писатель чем отличается от тех, кого на Западе называют белыми супремасистами?”

В целом достаточно правльные мысли, но есть одно большое Но..

Вот чем Акунин (Чхартишвили) отличается от зигующих в России, когда начинает употреблять “Азию” в таком контексте, в таком сранении, даже и с приписанной оговоркой? Может кто-то скажет, что я совсем некорректно пытаюсь сравнить его с зетниками. Хорошо, скажу иначе. Очень хороший писатель чем отличается от тех, кого на Западе называют белыми супремасистами?

Недавно послушал одну очень интересную лекцию о расизме. Так вот в ней лектор провел некоторую достаточно вольную, но интересную градацию, выделив в отдельный вид расизм советского человека.

Почему-то некоторые представители европейских народов, говоря об азиатчине “забывают” об инквизиции, концлагерях и многих других страшных событиях в истории. Или это тоже – азиатчина?!

Не следует также забывать, что вообще-то нынешнее мироустройство – это тоже в большей степени “плод” европейской цивилизации со всеми её плюсами и недостатками.

И последнее. Почему я решил отреагировать так на достаточно близкие мне по мысли высказывания Акунина. Мне кажется, что публичный уважаемый человек всегда должен думать о последствиях своих и дел, и слов…

Источник


Борис Акунин в очередной раз завел шарманку двухвековой давности о дихотомии прогрессивного демократического Запада и деспотичной азиатской Орды

Из телеграма Буряад-Монгол Эрхэтэн.

“Борис Акунин (Чхартишвили) в очередной раз завел шарманку двухвековой давности о дихотомии прогрессивного демократического Запада и деспотичной азиатской Орды в судьбе Россиюшки: “В давней, двухвековой борьбе между азиатским государством и европейской культурой в очередной раз восторжествовала Орда, она примется усердно азиатить культуру. (В Азии и ее культуре ничего скверного нет, уж мне ли, востоковеду, это не знать; речь идет об Азии политической – той, в которой государство это всё, а личность ничто)”.

У всех подлинных потомков наследия Орды возникает резонный вопрос: Если все зло в Россиюшке из-за монголов, то почему в самой Монголии-то все в порядке с демократией? Антрополог Сергей Абашин справедливо отметил в комментарии: “Перестаньте ссылаться на “Азию” и “орду”, зачем оскорблять миллионы людей в мире и в самой России, этим вы никак “малой России” не помогаете”.

Приведем мнения еще нескольких комментаторов: “вместо того, чтобы винить себя, они снова винят Азию, азиатство (как некий ужасный порок) и какую-то “орду”. То, что происходит в Центральной Азии, это как раз то, что с ней сделала и ей оставила в наследство Россия. Отсутствие уважения к личности это русское, а не азиатское”.

“Снова у этих «хороших русских» Азия и орда, видимо словарный запас настолько узок что верных слов подобрать не могут, и выбирают тупо расистские”.

“России и русским до Орды как до Луны раком. Я понимаю, что Вы один из апологетов этого обобщения. Но Россия это лютая византийщина, во всем, в том числе и в абсолютизме, как Византия сама себя изжила, так Россия сама себя изживет. И это радует”.

“Дмитрий Травин в своих последних книжках обстоятельно показывает, что все эти разговоры про Орду, будто бы искалечившую Россию, – полная ерунда и продукт мифотворчества (в лучшем случае)”.

“Это невыносимо раздражает во всей серии “Истории государства российского”, абсолютно религиозная индоктринированность на idée fixe о якобы ценности человека в Европе и его бесправии в Азии. История древней Руси полна массовых вырезаний городов со всем населением или в лучшем случаев его угоном в рабство, Владимир Мономах похвалялся тем, как не оставил в Минске “ни челядина, ни скотины”, Роман Галицкий под улюлюканье толп срывас бояр кожу и вспарывал им животы, в Византии испокон веков были богоподобные василевсы, почти везде в Европе государи творили что хотели и даже в Англии столетиями плевать хотели хоть на Magna carta, хоть на Habeas corpus – но автор зацепился на “Ордынство” (хотя Pax mongolica во многих отношениях можно было считать вполне вегетарианским временем, не говоря уже о зачатках демократии в виде выборности каганов). И даже сейчас вне книги – всё туда же…”

В самом деле, хватит уже позориться использованием слова Орда, если не знаете что это, хватит носиться с обидками из средневековья и демонстрировать свое невежество и расизм.

Источник