Отзыв Совета уполномоченных представителей коренных малочисленных народов
Советско-Гаванского района Хабаровского края на законопроект № 309477-8 «О внесении изменений в Федеральный закон “О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов” (в части регулирования рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации)»
В Государственную Думу Российской Федерации президентом АКМНС РФ Г.П. Ледковым представлен законопроект № 309477-8 «О внесении изменений в Федеральный закон “О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов” (в части регулирования рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации)».
Данный проект был подготовлен и внесен в Государственную Думу РФ без широкого обсуждения коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (далее – коренными народами), что в нарушении норм ст. 8 Федерального закона от 30.04.1999 N 82 ФЗ не позволило коренным народам участвовать в подготовке данного законопроекта.
Вместо права на приоритетный доступ к природным ресурсам, прописанного в ст. 49 федерального закона “О животном мире” от 24.04.1995 N 52-ФЗ, в Российской Федерации предлагается законодательно закрепить нищенское положение коренных малочисленных народов, закрепив в федеральном законе нормы добычи водных биоресурсов …, установленные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Росрыболовством. По сложившейся в Российской Федерации печальной традиции, эти нормы добычи устанавливаются без участия самих коренных народов при полном отсутствии каких-либо критериев и методики определения этих норм.
Согласно Пояснительной записке данный проект направлен на «создание в Российской Федерации условий для формирования устойчивого развития коренных малочисленных народов на основе укрепления их социально-экономического потенциала при сохранении исконной среды обитания, традиционного образа жизни и культурных ценностей этих народов, в том числе развития и модернизации традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов» и ещё много-много всякого, о реализации чего в самом проекте ни слова. «В целях реализации этих задач Законопроектом общины коренных малочисленных народов, наделяются равными возможностями с другими юридическими лицами в получении объемов водных биологических ресурсов», для чего, согласно законопроекта, «при осуществлении традиционного рыболовства общинами коренных малочисленных народов в отношении видов водных биоресурсов, общий допустимый улов которых не устанавливается, такие водные биоресурсы предоставляются в пользование на основании договоров, предусмотренных статьей 33.4 настоящего Федерального закона, за исключением случаев осуществления традиционного рыболовства в отношении анадромных видов рыб.» В том числе по результатам аукциона между рыбопромышленниками и общинами (п. 8 б проекта).
В соответствии с ныне действующим законодательством общины должны получать и получают виды водных биоресурсов (далее – ВБР), общий допустимый улов которых не устанавливается (далее – неОДУемые), в приоритетном порядке согласно поданных заявок. Законопроектом предлагается этот порядок отменить, заставив общины заключать договора на вылов неОДУемых видов, конкурируя при этом с рыбопромышленными предприятиями, включая участие в аукционах. Многие ли общины выдержат такую конкуренцию?
При этом законопроект скромно умалчивает, как общинам будут предоставляться анадромные виды рыб, включая лососевые. С большой долей вероятности можем предположить – распределение будет проходить по методике, отработанной за несколько лет в Хабаровском крае – где эти виды ВБР предоставляются согласно лимита в 100 кг в год на одного человека в пересчете на количество членов общины. В нарушение норм ст. 19 Конституции РФ такое дискриминационное распределение ВБР применяется исключительно к рыболовным общинам коренных народов края, а рыбопромышленники получают объемы ВБР независимо от количества работников предприятия. Может в ГД РФ ответят, в каком НПА указано, что рыбопромышленник лучше ороча, нанайца, ульча… Отчего такая дискриминация коренных народов в Российской Федерации, имеющих к тому же, согласно закона, приоритетное право на доступ к природным ресурсам?
В законопроекте № 309477-8 вопрос приоритетного доступа коренных народов к водным биоресурсам даже не упоминается.
При этом, на все общины налагаются обязанности рыбопромышленных предприятий по уплате налогов, ведении промыслового журнала, регулярной подаче отчетов о вылове, со всеми их издержками, затратами и многотысячными штрафами за неподачу или несвоевременную подачу одного из многочисленных отчетов. Мрачная перспектива за призрачную возможность конкурировать с рыбопромышленниками.
Всё это под тиражируемым лозунгом «Коренным малочисленным народам Севера могут законом разрешить рыболовство без подачи заявок». Что же предлагается взамен заявок? Согласно предлагаемым изменениям в ст. 25 «Традиционное рыболовство осуществляется лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации сведения, о которых содержатся в списке лиц» «свободно и бесплатно на водных объектах общего пользования, в объемах, не превышающих норму добычи (вылова) водных биоресурсов». Если в пресловутом Списке тебя нет, то, по мнению авторов законопроекта, ты не коренной и права на рыболовство не имеешь? Хотя закон 82-ФЗ в ст. 1 трактует понятие Коренные малочисленные народы гораздо шире, а статья 7.1 определяет лишь порядок ведения упомянутого в законопроекте списка лиц. Таким образом введение в ст. 25 ФЗ № 166-ФЗ слов «сведения, о которых содержатся в списке лиц» преднамеренно и значительно сужает круг лиц, осуществляющих традиционное рыболовство, тем более, что по признанию уполномоченного органа, осуществляющего учет лиц, относящихся к коренным малочисленным народам, на текущий год в данный список внесено лишь около 25% от переписного состава коренных малочисленных народов.
Что касается нормы то, согласно ст. 6 ФЗ «О любительском рыболовстве» Все граждане РФ имеют право осуществлять Любительское рыболовство свободно и бесплатно на водных объектах общего пользования. Гражданам же РФ, относящимся к коренным народам, имеющим приоритетное право на доступ к природным ресурсам, законопроектом предлагается это право ограничить нормой добычи, которую установят для коренных народов рыбопромышленники и лоббирующие их интересы чиновники от рыболовства, как это уже несколько лет практикуется в Хабаровском крае. Так в Хабаровском крае все граждане имеют право вылавливать ежедневно 5 шт. краба колючего (6 кг в день). Коренным народам Правительство края предоставило этот вид ВБР от 150 грамм на год (1-2 крабьих лапки).
Согласно законопроекта, чтобы осуществлять вылов на своих детей, граждане, относящиеся к коренным народам, должны предоставлять: подлинники или заверенные в установленном законодательством Российской Федерации порядке копии документов содержащих сведения о национальности лица, не достигшего возраста 14 лет, его родственника (родственников), по прямой восходящей линии, а также документов, подтверждающих родственные отношения лица, не достигшего возраста 14 лет, с указанным (указанными) лицом (лицами) и т.д.».
Законопроектом благосклонно разрешается ловить рыбу на близкого родственника. Но для этого необходимо будет заключить и предоставлять соглашение, заключенное с этим родственником. А как же быть с традиционной для наших народов помощью немощным и престарелым соседям? Кто им поймает рыбу? В действующем законодательстве отсутствуют нормы, запрещающие коренным малочисленным народам, ведущим традиционный образ жизни, ловить рыбу на своих родственников. Все запреты в этой области являются самоуправством контролирующих органов, что подтверждено решениями судов. В угоду Росрыболовству законопроектом предлагается это самоуправство узаконить.
Вот так, заменив предоставление одних бумажек другими и при этом, как собакам, установив нам норму потребления, более которой поймать мы, согласно законопроекта, не имеем права, «могут законом разрешить рыболовство без подачи заявок».
У какого из коренных малочисленных народов была традиция перед отправлением на рыбалку собирать со своих родственников, детей, родителей справки, копии, соглашения, что они не против того, что их брат, сын, отец поймает им рыбы?
Какие традиции и чьи права защищают авторы законопроекта? Кто получит выигрыш в случае его принятия?
Ответ очевиден. Росрыболовство, наконец-то, ограничит большей части коренных малочисленных народов доступ к водным биоресурсам, а его чиновники получат бонус – не надо будет ежегодно обрабатывать горы заявок, всё более изощренную форму которых они ежегодно придумывают для коренных народов, то же самое касается органов власти субъектов Федерации.
В несомненном выигрыше рыбопромышленники, у которых увеличатся квоты в результате сокращения объемов, предоставляемых коренным народам. А также крупные рыбопромысловые общины, которые таким образом устранят конкурентов в виде мелких общин, не способных конкурировать с рыбопромышленниками, включая рыбопромышленников от КМНС.
Что получат коренные народы?
Один маленький плюсик – часть граждан РФ, относящихся к КМН, которая из-за многочисленных ограничений не видит смысла в написании заявок, освободится от их написания. Но на них возлагается новая обязанность – регулярно предоставлять контролирующим органам документы или их, заверенные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, копии, подтверждающие принадлежность каждого их ребенка к коренным малочисленным народам (можно представить, во что превратятся Свидетельства о рождении после сезона пребывания на рыбалке). Что здесь лучше, один раз подать заявку или регулярно платить за заверение копий этих документов – вопрос спорный.
На этом плюсы закончились.
Минусы законопроекта:
– Граждане, для которых рыболовство является основой существования, лишаются права на приоритетный доступ и возможности получать необходимые им объемы водных биоресурсов, которые они получали согласно поданных ими заявок. Например, в Советско-Гаванском районе Хабаровского края таких подавляющее большинство. Мы неоднократно собирали подписи против краевой инициативы по установлению нам лимитов, и до сих пор наше мнение учитывалось, в законопроекте наше мнение полностью игнорируется. Нам не понятны причины, по которым граждане, желающие подавать заявки на ВБР, лишаются этой возможности. Объективные препятствия для этого отсутствуют, если только целью законопроекта не является, именно, ограничение доступа коренных малочисленных народов к водным биоресурсам;
– Согласно проекта, те, кто не внесен в Список КМНС, лишаются возможности заниматься рыболовством. Также, и внесенные в него могут лишиться такой возможности из-за технической ошибки. В этом году два ороча, внесенных в Список в 2021 году, лишены Амурским ТУ Росрыболовства водных биоресурсов на 2023 год из-за технических нестыковок при получении информации из Списка ФАДН. Даже после получения из ФАДН информации о том, что эти люди внесены в Список в 2021 году, Амурское ТУ рыбу им так и не предоставило, заявив, что поскольку на момент запроса их в Списке не было, то они, по мнению Росрыболовства, лишаются права на рыболовство.;
– Мелкие семейные общины, не способные конкурировать с рыбопромышленниками и тащить груз отчетности, получая мизерные нормы, будут, попросту, уничтожены.
– Для граждан РФ, относящихся к коренным народам, ведущим традиционный образ жизни, для которых рыболовство является основой существования, в противоречии ст. 7 Конституции РФ, законопроектом предлагается установить лимиты потребления, лишая их права на получение бо́льших объемов ВБР и, соответственно, на обеспечение им достойной жизни. Их участь – перебиваться, установленной не известно по каким критериям, пайкой рыбы (даже не пайкой, а правом на вылов этой пайки).
Данная норма, противоречащая Конституции РФ, является дискриминационной, унижает коренные народы, ставя их вровень с животными, потребности которых ограничиваются лишь потребностью в пище.
Граждане РФ, относящиеся к коренным народам, не животные и согласно Конституции РФ имеют равные права с рыбопромышленниками, более того, согласно Российского законодательства имеют приоритетное право на пользование природными ресурсами, находящимися на территориях их традиционного проживания.
Действия органов власти, предоставляющих людям мизерные лимиты для личного потребления, на которые невозможно, не только прожить, но и выжить, вынуждают коренные народы искать иные источники существования, далекие от традиционной деятельности этих народов, что в действительности является умышленной ассимиляцией этих народов. Данным проектом федерального закона насильственная ассимиляция коренных малочисленных народов возводится на государственный уровень.
Если Российская Федерация считает, что теряет большие суммы налогов, предоставляя без обложения налогом водные биоресурсы для рыболовства в целях ведения традиционного образа жизни гражданам, относящимся к коренным малочисленным народам, чью территорию традиционного расселения она занимает, то, возможно, стоит рассмотреть вопрос об установлении необлагаемого налогом лимита на водные биоресурсы, согласно п. 2 ст. 333.2 НК РФ, не ограничивая при этом право коренных народов на рыболовство и на вылов необходимого для личного потребления объема ВБР, превышающего этот лимит, с уплатой пошлины на ВБР.
В действующем законодательстве Российской Федерации методика и критерии определения норм потребления для коренных малочисленных народов отсутствуют.
Правительство РФ должно разработать методику определения норм личного потребления, руководствуясь ст. 7 , ст. 9 и ст. 69 Конституции РФ, не ограничивая личное потребление граждан РФ, относящихся к коренным малочисленным народам, исключительно, потребностью в пище.
В законопроекте № 309477-8 вопрос определения методики и критериев, согласно которых предлагается установить гражданам РФ, относящимся к коренным малочисленным народам, лимит на личное потребление, названный в проекте «норма добычи (вылова) водных биоресурсов», вообще, не рассматривается, что влечет за собой вольную трактовку органами власти субъектов федерации этой нормы закона, и, как результат, произвол органов власти и ущемление прав коренных народов и унижение их человеческого достоинства, как, например, уже не первый год происходит в Хабаровском крае, когда анадромная комиссия, состоящая из краевых и федеральных чиновников от рыболовства и рыбопромышленников решает, что коренным народам Хабаровского края достаточно 100 кг лососевых в год для выживания, потому что, так когда-то решил губернатор края, обосновывая своё решение расчетом РАН о потребности организма среднестатистического человека в рыбном белке. В тех же расчетах РАН указывалось, что остальной необходимый организму белок должен поступать с мясом, молоком, яйцами. Но про белок, который должен поступать с мясом, молоком, яйцами, необходимый организму человека, губернатор Хабаровского края не вспоминает, когда, руководимая им, «анадромная» комиссия передает отобранную у коренных народов рыбу рыбопромышленникам, чтобы те продавали её за границу, оставляя, проживающих на территории края коренным народам, рыбу из расчета 274 грамма в день со шкурой, кишками и костями, если её ещё удастся поймать. Ведь коренным народам дается вовсе не рыба, возможность её поймать, используя для этого лишь свой нелегкий труд и ограниченный Росрыболовством набор орудий лова.
Возможна ли в таких условиях «достойная жизнь» для коренных народов? Как в созданных законопроектом условиях будут решаться задачи, продекларированные в Пояснительной записке?
В связи с вышеизложенным считаем, что законопроект № 309477-8, внесенный в Государственную Думу РФ, в предложенном виде противоречит Конституции РФ и общечеловеческим нормам и принципам, ухудшает действующее положение коренных малочисленных народов, направлен на существенное ущемление прав и дискриминацию коренных малочисленных народов РФ, лишение нас возможности заниматься традиционным промыслом, являющимся неотъемлемой частью нашей культуры, нашего образа жизни и источником нашего существования. Мы требуем, чтобы законопроект № 309477-8 «О внесении изменений в Федеральный закон “О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов” (в части регулирования рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации)» был отклонён.
Председатель Совета уполномоченных
представителей коренных малочисленных народов
Советско-Гаванского района Хабаровского края
Коноплянко Елена