
Еще один правозащитник, который занимался правами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России, Йоханнес Рор (Johannes Rohr) получил решение Федеральной Службы Безопасности РФ (ФСБ РФ) о запрете на въезд в Российскую Федерацию до 2069 г.
Йоханнес Рор, немец по национальности, в течение долгого времени работал координатором правозащитных программ IWGIA — Международной Рабочей Группы по делам коренных народов (Дания) и INFOE — Института экологии и активной антропологии (Германия), был автором многочисленных статей и докладов для Совета ООН по правам человека и других международных органов о правовом положении коренных малочисленных народов России.
По его словам он прилетел в Москву 19 декабря в рамках очередного правозащитного проекта для встречи с представителями общественных организаций коренных народов. Однако по прибытии его задержали во время пограничного досмотра и не выпустили из здания аэропорта. Ночь он провел в центре временного задержания для депортируемых лиц в аэропорту Шереметьево, а на следующий день был сопровожден сотрудниками ФСБ на рейс в Берлин.

Как говорит Йоханнес ночь ему прошлось провести: «В закрытой комнате с решеткой на окне, с ребятами из Азии, Индии, Египта, которых тоже депортировали из России. Некоторые были там уже по два дня. Кровати не было, еды тоже. Электричество было выключено. Спать пришлось на полу и на металлических сиденьях».
Официальным основанием, указанным в решение о запрете на въезд стал п. 1 ст. 27 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» — «это необходимо в целях обеспечения обороноспособности или безопасности государства, либо общественного порядка».
Йоханнес Рор говорит, что не понимает настоящих причин запрета на въезд в Россию: «Подозреваю, что это связано с недавним выступлением на сессии 7-го Форума ООН по вопросам предпринимательской деятельности и прав человека, посвященной ситуации в Восточной Европе. Я сделал ряд комментариев о ситуации с правами коренных малочисленных народов в районах деятельности добывающей промышленности. Не сказал ничего нового: отсутствие свободного, предварительного, осознанного согласия со стороны коренных народов, сложность общественного контроля в закрытых регионах России, сложность отстаивания прав коренных народов активисты которых властями обвиняются в сепаратизме, неэффективность международных механизмов по правам человека и так далее. В принципе я делал то, что и должен был делать на этом Форуме.»
Напомним, что совсем недавно другой известный правозащитник, защищающий права коренных народов — Оливер Лооде из Эстонии также получил запрет на въезд в Российскую Федерацию на 55 лет: «2018.12 “100 лет отмечу в России”. ФСБ против эстонского правозащитника». Оливер также считает, что возможной причиной запрета на въезд в Россию стала его деятельности по защите прав коренных народов, в том числе Крымских татар.
Дмитрий Бережков
The letter of the Special Rapporteur on the situation of human rights defenders; the Special Rapporteur on the promotion and protection of the right to freedom of opinion and expression; and the Special Rapporteur on the rights of indigenous peoples to the Russian Federation with the request to provide additional information on the case of Johannes Rohr