Дмитрий Бережков. Черный список финно-угров – самосуд, шельмование, справедливость?

Уважаемые друзья, 

Не так давно Центр развития коренных народов «URALIC» – опубликовал так называемый «черный список» тех представителей финно-угорских и самодийских народов (напомню, что частью этих народов являются некоторые коренные малочисленные народы Севера РФ – ханты, саами и другие), которые открыто и публично поддержали военную агрессию президента Путина против Украины. 

Среди участников данного списка вы можете найти фамилии известных общественных и политических деятелей из числа коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ – например Еремея Айпина, Григория Ледкова, Анну Отке и других. 

Не вдаваясь в детальный анализ «черного списка», а также причин, побудивших авторов его опубликовать, хотел бы познакомить вас с нашей перепиской в одной из социальных сетей с постоянным читателем нашего сайта, произошедшей в связи с публикацией данного списка. 

Отвратительным делом занимаетесь. Отлично понимая контекст происходящего еще добавляете ненависти в мире. 

  • Чем вы сами тогда отличаетесь от нквд? 
  • Люди разные, масштабы личной независимости или влиятельности у всех разные, вы раз лично знакомы с ними задайте лично вопрос, почему? 
  • Сидя в безопасности за тридевять земель зачем требовать трибунал для людей и без вас находящихся под множеством прицелов? 
  • Откуда вам знать, как они выживают? 
  • Что за самосуд?

Речь идёт, как я понимаю, не о трибунале, а о запрете въезда в ЕС. А в чем проблема? Поддерживаешь войну? – поддерживай у себя дома на кухне. Поддерживаешь публично – будь готов, что не пустят в Европу. Вынудили под пыткой, под угрозой, взломали аккаунт или подписал что-то не подумав? – напиши по указанному адресу – так, мол и так – обстоятельства такие. Поверят, не поверят – это вопрос, но возможность такая есть. НКВД в лагеря послали, а здесь всего-то не пустят к швейцарскому сыру и руку перестанут подавать. В чем несправедливость?

Так вы предлагаете расстрелять. 

  • Сучьим делом занимаетесь сидя в безопасности и сытости. Не помните, как убегали отсюда?
  • Попробуйте вернуться и покричать на площади как вы против. Долго простоите? 
  • Пафосно брать на себя полномочия трибунала над кем-то в нетерпении даже заранее составить списки – это прям песня. 
  • Может, вам там в сытом и безопасном далеке лучше гуманитарной помощью заняться? 5 тыс. человек с их семьями к себе пригласить жить – тех кто против войн? Готовы? 
  • Есть у вас чувство ответственности за чужие судьбы – кого вы тут толкаете на тюремные сроки?
  • Может вам заняться чем – то более разумным, чем проскрипционными списками начинающимся над старым человеком, сделавшем для своего народа намного больше вас, с вашим политическим ором и пиаром? 
  • Люди тихо делают то, что важнее и главнее криков про войну и истерических заявлений.
  • Какое отношение Украина имеет к финно-уграм и их проблемам? 

Все же ради справедливости стоит заметить, что список этот не наш. Над ним работали сами финно-угры и я считаю – это их право делать подобные публикации. Если, Вы думаете, что список несправедлив – можете им написать.

Второе – к финно-уграм, также как и к коренным малочисленным народам и вообще к любому гражданину России, война на Украине имеет прямое отношение. Одних убивают, кого-то увольняют, кого-то сажают в тюрьму или заводят уголовные дела, третьи поют песни и размахивают флагами, кому-то денег на лекарства перестало хватать. Не хочется употреблять клише, но и сейчас, и в ближайшем будущем эта война будет оказывать определющее влияние на жизнь граждан как Украины, так и России, в том числе и на бытовом уровне.

Третье – по поводу былых заслуг. Да они есть. У Еремея их никто не отнимает. Но и у Гитлера, и у Сталина, у Путина тоже есть заслуги. Один строил автобаны, другой заводы. Путин, например, подписал закон о ТТП. Если у Вас есть информация о том, что сейчас тихо делает “важнее и главнее криков про войну” Еремей Данилович – напишите об этом. Может быть для составителей списка это станет определяющим фактором и они не станут требовать его включения в черный список ЕС.

Можно было бы порассуждать еще про гуманитарную помощь или про то, чем отличается донос от открытой публикации и критики в прессе, но хотелось бы ответить все же на Ваш главный посыл, о том, что “сытые европейцы”, сидя в безопасности толкают кого-то на “тюремные сроки”. Нет не толкают. Можно было бы еще что-то предъявить к нашей другой публикации – https://indigenous-russia.com/archives/20205, однако и в ней мы не просим нарушать даже действующее законодательство РФ. Просим лишь не стрелять в украинцев. Человек же сам дальше решает, что ему важнее – быть убитым на чужой войне, остаться без рук, без ног или быть незаконно уволенным с работы (и подвергуться давлению, угрозам и прочему со стороны начальства – как без этого).

Что же касается данной публикации – в ней никто не требует выходить на улицы и протестовать. Можно просто промолчать. Не надо лезть в передовики производства. Это тоже требует определенного мужества. Но уж взывать к нему, я думаю, имеют право и финно-угры, и “сытые, безопасные европейцы” и вообще любой здравомыслящий человек.

Dmitry Berezhkov все ваши рассуждения перечеркивает один главный аргумент: 

  • Никто из вас не находится, не живет и не работает сейчас в России, это не дает вам право шельмовать людей, кем бы ни были, ватниками, путиноидами, зомби как хотите обзывайтесь, но у вас нет права клеймить людей. 
  • Будете в равных условиях – здесь – пожалуйста, можно говорить, дискутировать, ругаться, кто-то уже ссылать в лагеря хочет и трибуналы. Но одно условие, не походив в чужой обуви – не берись никого судить.
  • Кечимов-то тоже за Путина, вы ему лекции что ли будете читать, стыдить или к стенке сразу? Немного уймитесь.
  • Никто вам не будет отчитываться, куда его вызывают и что говорят. Каждый в первую очередь несёт ответственность за своих близких, за детей, за родных, а потом уже за геополитику.
  • Вы отвечаете за себя, но не за тех кто живет в России и назначать себя неким моральным трибуналом ( ну так свои подписи тоже поставьте, обратный список, кто это придумал и голосует, разделите мир коренных народов России на плохих и хороших) на самом деле это ни какие ворота, ни в правовые, ни в человеческие, ни в религиозные – кому что важнее. 
  • И что с «плохими» делать исключить правом называться ханты или коми?
  • Ваша позиция лаять издалека и выглядеть суперменом очень некрасива. Каждый живет в той капсуле времени и обстоятельств с естественным здравомыслием и инстинктом выживания. 
  • А вы пытаетесь на этих обстоятельствах клоунаду устраивать со списками – это ваши личные старые обиды и счёты к стране, в которой вы родились ( и должны бы быть хотя бы минимально благодарны за этот факт), но свои счёты к государству проецировать на возможно и без ваших претензий несчастных людей – это клоунада.

Уважаемый коллега, Вы уж простите, но ответить на все Ваши комментарии и претензии не могу, т.к. список довольно велик. 

Но все же воспользуюсь несколькими вопросами для того, чтобы объяснить мою позицию, как редактора iR (и в целом нашу позицию как команды нового международного комитета КН РФ – https://indigenous-russia.com/archives/19338, т.к. мы уже давно обсуждаем эти вопросы и эти дискуссии тоже являются довольно острыми). 

Во-первых. Еще раз. 

Вы видимо не поняли, хотя я уже об этом Вам писал. Это не наш список. Мы его не составляли, а лишь переопубликовали новость о нем. Как публикуем и любые другие материалы, которые важны, с нашей точки зрения, для понимания правового положения коренных народов России, их социально-экономического развития и т.д. Вы прекрасно знаете о чем мы пишем. Мы считаем, что информация о публикации такого списка важна для самих коренных народов – в том числе и для тех, кто указан в списке. На Ледкове и Новьюхове пробы ставить негде, но для, например, самого Еремея Айпина будет важно понять, почему ему руки не подадут на каком-нибудь международном приеме. 

Но при этом еще раз – список не наш. Мы тоже фиксируем подобную информацию (как пример – «Татьяна Ачиргина. Мы желаем вам военных успехов» – https://indigenous-russia.com/archives/21215), однако вообще без какой-либо оценки. Просто ставим пометку в которой указываем, почему мы публикуем российскую пропаганду. При этом, заметьте, даже не указываем, что считаем такой материал пропагандой. Поверьте, мне как редактору, отстоять такой, я считаю крайне-нейтральный, метод было нелегко, т.к. большинство моих коллег прямо требовало указывать такие материалы «пропагандисткими», «контролируемыми российским правительством» и т.д. Ну а дальше и до «шельмования» недалеко.

Поэтому я еще раз надеюсь, что Вы отправите Ваши вопросы авторам списка, т.к. было бы крайне интересно услышать и их позицию. 

Во-вторых

Самым важным для меня Вашим комментарием, благодаря которому я еще раз ввязываюсь в эту дискуссию, является как раз вопрос про Кечимова, в настоящее время несправедливо обвиняемого вновь по уголовной статье с подачи нефтяной компании «Сургутнефтегаз», которая хочет выдавить его наконец с территории священного для хантов озера «Имлор».

Я хотел бы воспользоваться этим примером для того, чтобы осветить в целом свою позицию по проблеме отношения коренных малочисленных народов России к войне. 

Да действительно в России довольно много людей, которые поддерживают политику президента Путина, в том числе в отношении войны в Украине. В целом для населения России (как и многих других стран), поддержка идеологии государства большими слоями населения является исторической традицией (до тех пор пока эта идеология не становится причиной такого глубокого ухудшения экономического положения этого самого населения, что причинно-следственная связь становится очевидной для любого обывателя). Примеров много. Так верили в советскую власть, пока она не стала причиной пустых холодильников. Потом верили в гласность и перестройку, пока полностью не перестали платить зарплату. Потом начали верить в Путина и т.д. Это обычный обывательский подход. Появись сейчас другой Путин (дракон? Навальный?) который «убив» старого, обладая возможностью улучшить экономическое положение людей, начнет внедрять стандарты демократии, думаю большинство населения тоже качнется в противоположную сторону. Станет модным говорить не о «скрепах», а о «верховенстве закона» и прочем. 

Не хотелось бы углубляться в исторические причины возникновения демократий в Европе и деспотий на Востоке, но в целом пока в России делают так: начальство говорит: «Война – это благо» – народ кивает. Начальство скажет «нет войне» – народ вновь, с большой вероятностью, начнет говорить тоже самое.  

Коренные народы – являются частью населения России. Поэтому неудивительно, что среди них примерно такое же распределение голосов. Более того коренные народы в еще большей степени оторваны от информационных потоков, проживают в отдаленных районах, с низким уровнем доходов, образования и т.д. Охотники, рыболовы, оленеводы – в понимании большинства из них, такие политические явления, как войны, революции, «перестройки» вообще мало связаны с окружающей их действительностью, с их образом жизни, с традиционной хозяйственной деятельностью, культурой (если только война не проходит на собственно территории традиционного проживания). Это нормально. Так живут коренные народы, основной целью которых, является как раз сохранение традиционного образа жизни, культуры, природы.

Если говорить конкретно о войне в Украине, то на мой взгляд коренные малочисленные народы можно разделить на несколько групп по отношению к этой войне (я даже не говорю сейчас о солдатах из числа коренных народов, которые гибнут в составе российской армии): 

1. Это, на мой взгляд, военные преступники: Ледков, Отке, Новьюхов. Они, обладая политической властью, (хотя и формальной) голосовали за начало военных действий и за убийство. И абсолютно неважно в какой «капсуле времени» они проживают и при каких обстоятельствах «с естественным здравомыслием и инстинктом выживания» они приняли это решение или их поставили перед этим решением. Они голосовали за убийство и за это должны сидеть в тюрьме. Надеюсь это станет возможным при нашей жизни. 

2. Это как раз такие как Еремей Айпин, Любовь Одзял, Сизоненко Сергей, Нина Вейсалова, Владимир Климов и прочие деятели. На мой взгляд эти люди поддерживают войну совершенно сознательно. Не важно из каких побуждений, меркантильных, из чувства солидарности, из-за страха. Эти люди все имеют доступ к интернету. Они являются руководителями своих организаций, все грамотны и умеют читать. Умеют анализировать. Они посчитали нужным или возможным публично зафиксировать свою позицию. Они взрослые люди, имеют образование, доступ к информации. Ставили подпись в сознании.

У нас есть примеры тех руководителей из числа коренных народов, которых склоняли, заставляли, которым угрожали, предлагая публично поддержать действия Путина в Украине и которые не стали этого делать. Под разными предлогами (кто-то больным сказался). Но такие случаи есть.

Можно ли было промолчать Еремею Айпину, когда его попросили поставить подпись под обращением писателей в Литературной газете? Ведь его просили не как члена Думы ХМАО, не как единоросса, а как писателя. Бог с ним. Любе Одзял можно было промолчать, когда ее просили поставить подпись под обращением Райпон? Думаю вполне было можно. Можно было на речку поехать, на рыбалку. В обморок можно было упасть. Но эти люди выбрали то, что выбрали. И это будет сказываться так или иначе на их дальнейшей судьбе. Хотите вы этого или нет – это реальность. 

Поэтому я не считаю чем-то противоестественным, что часть их попала в вышеупомянутый список финно-угров. Называйте это как угодно, клоунадой, шельмованием (если для вас это клоунада – зачем дискуссию воообще заводить?)

3. А вот третья группа – это как раз подавляющее большинство представителей коренных народов. Мне кажется вообще некорректно говорить о том что они (или конкретно Кечимов) за Путина. Сегодня за Путина, завтра за Медведева, послезавтра за Навального. В большинстве своем они не имеют доступа к информации. Для них политическая повестка, идеология, геополитика, является не очень значимой окраиной мировоззрения, хотим мы того или нет. Обидно это звучит или нет – но это так. Гораздо важнее вопросы рыбалки, получения квоты, чтобы урожай на морошку хороший был. Это жизнь. 

Артисты, многие, которые танцевали в роликах за войну – рассказывают, что их вообще не уведомляли – за что они будут танцевать, почему, зачем. Начальство сказало приехать и станцевать – приехали и станцевали. Как раз таких людей, на мой взгляд, осуждать за это не стоит.

4. Ну и наконец еще одна группа – те кто против войны (или по крайней мере не хотели бы, чтобы она продолжалась). Такие тоже есть и их не мало. Но они молчаливы по понятным причинам. Хотя были и такие которые открыто высказывались против, но уже пострадали за это. 

Это возможно грубая стратификация, однако такой я себе вижу картину: «Коренные народы России и война». Уж простите. 

Многие эксперты и в целом здравомыслящие люди указывают на то, что не все в России поддерживают Путина сознательно, что люди зомбированы пропагандой и что с теми, кто поддерживает войну в Украине нужно медленно и методично работать, возвращая их в сознание, показывая на примерах, что война это плохо и что она влияет негативно даже на их собственную жизнь. И такая работа как раз важна среди вышеуказанной третьей группы, как населения России в целом, так и среди коренных народов.

Однако верно это только в отношении тех кто действительно «зомбирован» пропагандой. С теми же кто сознательно сам производит эту пропаганду и зомбирует население, настраивая его на войну и получая за это определенные дивиденды, считаю дискуссию вести бессмысленно.

И последнее, наконец.

Объясняю еще раз, чтобы к этому больше не возвращаться. О Вашей претензии о «в России / вне России». Ваш постулат о том, что «никто из вас не находится, не живет и не работает сейчас в России» – неверен. Я не могу объяснить Вам детали, могу лишь сказать, что говорить и писать о нарушениях прав коренных народов открыто, могут действительно только те, кто находится в настоящее время вне России, однако выражение «никто из вас» – неверно. 

Не корректно и предположение «будете в равных условиях». Нет, к сожалению, сегодня никаких равных условий. Российская власть вычистила любые возможности для равной дискуссии. Если убрать полутона – то вопрос стоит таким, очень жестким образом: либо эмиграция, либо тюрьма, либо молчание. Тому множество примеров. На локальном уровне существует некоторое пространство для маневра, но оно постоянно снижается, а те кто им пользуется, постоянно находятся под страхом репрессивных действий со стороны государства. 

При этом вес критического голоса вне России действительно объективно ниже, чем он мог бы быть внутри России. Однако проблема проста, как выеденное яйцо – либо такой, либо никакого. Таковы реалии сегодняшнего дня. 

Если не возражаете, я опубликую данную дискуссию на сайте в качестве отдельной статьи, чтобы вновь не ввязываться в комментарии на ту же тему. 

С уважением, Дмитрий.