
Уважаемые друзья и коллеги!
Позвольте предложить вашему вниманию некоторые соображения, факты и рекомендации в дополнение к обращению Елены Коноплянко.
1) О темпах поступления заявок о внесении в Список лиц, относящихся к коренным малочисленным народам (КМН).
9 июня 2022 г. ТАСС сообщил, что по данным ФАДН «поступило чуть более 70 тысяч заявлений, из них 24,5 тысячи граждан внесены в список». 9 июня исполнилось 4 месяца с момента вступления в силу абзаца 2 пункта 1 ст. 7.1 № 82 ФЗ ( 7 февраля 2022), на нормы которого ссылается проект Постановления «и з м е н е н и я, которые вносятся в Правила подготовки и принятия решения о предоставлении водных биологических ресурсов в пользование»
Эти изменения устанавливают, что «Информация, содержащаяся в Списке учета лиц, в отношении лиц, указанных в подпункте «б» пункта 13 настоящих Правил, направляется Федеральным агентством по делам национальностей в органы исполнительной власти, указанные в пункте 3 настоящих Правил, до 5 сентября года, предшествующего году осуществления соответствующего вида рыболовства, по каждому месту традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, предусмотренному перечнем мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, утвержденным распоряжением № 631-р.».
Вызывает большие сомнения, что при таких темпах поступления заявок и принятия решений о включении в Список лиц (за 4 месяца принята 5 часть заявок от численности КМН, учтенных переписями, и принято решение о включении в Список трети заявок) – за последующие 4 месяца (до 5 сентября 2022 г.) будут собраны и обработаны заявки всех КМН. Пока в Список включено менее одной десятой части КМНС.
2) Настораживает неопределенность понятия «в пределах лимитов на добычу (вылов) водных биоресурсов для удовлетворения личных нужд». Какие критерии будут использоваться? Право на приоритетное пользование животным миром, льготы в отношении количества добываемых объектов животного мира, приоритет предоставления водных биоресурсов, о которых пишет Елена Коноплянко?
Следует напомнить, что критерии «для удовлетворения личных нужд» северян давно научно и экспериментально установлены учеными. Академик Л.Е. Панин писал, что природный рацион коренного населения Севера, ориентированный на высокое потребление белка и животных жиров, является пока что единственно возможным для поддержания энергетического баланса организма в суровых условиях Севера (Панин, 1978) . Его последователи установили, что «Минимальная потребность северян в животном белке в сутки 120-128 г. …Учитывая практическую взаимозаменяемость по содержанию животного белка мяса млекопитающих, птицы, рыбы, яиц и т.п. можно посчитать, что потребность в 128 г животного белка может перекрываться потреблением в пищу ежедневно 640 г мяса или 800 г рыбы (при среднем содержании белка 16 г в 100 г рыбы) Это составляет около 200 кг мяса или 300 кг рыбы в год на человека (Хаснулин, 2005). Белки и жиры в организме выполняют энергетическую, терморегуляторную, гормональную и защитную биологические функции. Их недостаток в питании ведет к дисбалансу обмена веществ в организме, хроническому стрессу, поискам других источников энергии и психологической защиты (например, этанола и других веществ). А переключение жителей Севера и Сибири на продукты, доставляемые из средних широт или, тем более, из других государств, приводит к значительному росту заболеваемости, в том числе, нарушению обмена веществ, ожирению, диабету, заболеваниям сердечно-сосудистой системы, высокому уровню психоэмоционального стрессирования (Халтаев, Хамнагадаев,1984, Сухарев, 1995, Хаснулин, 2004, 2009).
Результаты последних исследований ученых Якутии были доложены в ИлТуэмэне в ноябре 2021 г. «проведенный анализ заболеваемости и смертности населения северных и арктических районов Якутии за 2018-2020 гг. продемонстрировали неблагополучную картину относительно роста показателей общей смертности . “Отмечается высокая заболеваемость населения болезнями системы кровообращения, органов дыхания и органов пищеварения. Это обусловлено изменением традиционного питания, переходом на углеводно-жировой тип питания», в том числе, отмечалось пагубное воздействие на здоровье северян значительного потребления хлебных изделий с жирами растительного происхождения.
Вот почему, не только самосознание коренных жителей Севера, но и сам их организм болезненно реагирует на угрозы снижения доступности и объемов традиционной пищи.
3) По итогам дискуссии, состоявшейся в Госдуме 9 июня 2022 г., депутаты поддержали решение приступить к разработке законопроекта в целях недопущения нарушений прав коренных малочисленных народов Севера на традиционную рыбалку. Разработку соответствующих законодательных решений поручено вести одной из рабочих групп Комитета по делам национальностей.
Наверное, свои предложения и мнения, в т.ч., о проекте нового Постановления Росрыболовства, представителям коренных народов следует посылать в этот Комитет Госдумы.
С уважением
Ольга Мурашко