
Губернатор ЯНАО Дмитрий Артюхов утвердил список мест, где люди смогут собираться для проведения митингов и собраний. В частности, в городе Лабытнанги единственным местом для этого стала парковка напротив здания ОМВД по улице Студенческой.
Места для общественных собраний перечислены в постановлении губернатора округа на официальном портале правовой информации. Митинги в крупных муниципалитетах разрешены лишь вдали от центра города. Например, в окружной столице Салехарде собрания разрешены в городском саду на улице Республики (юго-западный край города). В Новом Уренгое — возле девятиэтажки на улице Молодежной (южный край города) и в парке «Дружба» на севере муниципалитета. Исключением стал лишь Ноябрьск. Там собрания могут проходить на футбольном стадионе, который находится в непосредственной близи к мэрии.
Нашлись и муниципалитеты, где мест для массовых собраний нет. В их числе: поселок Яптик-Сале, деревня Лохпотгорт, поселок Пурпе. При этом в аналогичном постановлении губернатора от 2020 года площадки для акций в этих муниципалитетах были.
Ранее NEFT писала, что на Ямале начали убирать англицизмы из официальных документов. Глава Ямало-Ненецкого автономного округа распорядился заменить в региональных документах слово «менеджер» на «управляющий».
Примечание iRussia: Указанные выше поселки Яптик-Сале, Лохпотгорт, Пурпе в настоящее время не являются отдельными муниципальными образованиями, расположены в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера. Поселок Пурпе (Пуровский район ЯНАО) был основан в январе 1978 года на месте стоянки лесных ненцев, вблизи реки Пяку-Пура, название которой в переводе с ненецкого означает «каменная река». Поселок Яптик-Сале, расположенный на левом берегу Обской Губы, является местом стоянки и местом рыболовного промысла тундровых ненцев, кочующих на полуострове Ямал.

Есть ли будущее у Яптик-Сале?
Яптик-Сале – один из самых отдаленных рыбоучастков Новопортовского рыбозавода. Статус этого небольшого посёлка, в котором проживают чуть более трех десятков семей, неоднозначен: по производственному признаку, обеспечению он тесто связан с весьма удаленным Новым Портом, а в административном отношении – представляет собой часть территории Мыскаменского сельсовета. Выражаясь фигурально, у него две няни. А каково дитя?
Ситуация раздвоенного подчинения не могла не сказаться на судьбе посёлка. За последние годы здесь ничего не построено. Здания прежних времен пришли в такое состояние, что на них грустно смотреть. А ремонтировать некому и нечем. У тех, кто здесь еще живет, нет желания заниматься восстановлением жилого фонда, благоустройством.
– Люди не хотят работать, – со сдержанной горечью говорит Н. В. Козачук, один из ветеранов Севера, отдавший ему двадцать лет молодости. Он представился как бригадир небольшой бригады, которая занимается подготовкой к приему рыбаков из Нового Порта для зимнего лова рыбы. – Все равно денег не платят…
Неправильно было бы утверждать, что о яптиксалинцах не помнят в Мысе Каменном и Новом Порту.
– У нас год не работает местный телетранслятор, – продолжает Николай Васильевич. – Энтузиасты обратились в Мыс Каменный, и там помогли разыскать для него антенну. Иногда выручают чем-то, необходимым для электростанции, другим. К сожалению, сейчас в каждом населенном пункте стоит проблема выживания…
С Нового Порта сюда прибывают теплоходы с топливом, продуктами питания. Но завозят их в основном в расчете на рыбаков, которые зимой прибывают из Нового Порта. В последние дни августа коллектив Н. В. Козачука готовился принять один из них.
– С обеспечением электроэнергией не лучше, – продолжает собеседник. – Старенький дизель-генератор больше простаивает на ремонте, чем освещает жилища.
«Через такую электростанцию мы углем топим, согреваемся, освещаем жилье, на угле готовим и пищу», – дополняет одна из жительниц поселка.
Нельзя без сожаления смотреть на этот агрегат. Он настолько изношен, что еле пыхтит над поставленными под картер кастрюлями, в которые капает жидкость из него – текут прокладки. Завезут ли новый – никто сказать не может. Откуда взять средства на обновление электростанции, если нет денег на заработную плату? По этой причине те, кто посостоятельнее, покупают за свои деньги переносные миниэлектростанции.
Несколько домиков в свое время здесь имел Пуйковский рыбозавод. Теперь он занимается добычей в основном в водах, сравнительно близких к Салемалу. Бросовым жильем пользуются случайные люди, совершенно не заботясь о его состоянии. Заместитель главы района И. Г. Фатеев считает, что сохранить его можно только в том случае, когда оно будет передано в муниципальную собственность. Он взялся за решение этой проблемы. Задержки, видимо, не будет.
Но кто и когда найдет средства для возрождения поселка, в котором живут немало представителей коренной национальности? Такая задача под силу только «нефтяным королям», эксплуатирующим недра Ямала. Они пока молчат. Хотя лет десять-двенадцать тому обещали каслающему населению Ямала создать все условия для перехода на оседлый способ жизни. К сожалению, нынче нефтегазовые монополисты заняты совсем иным – как бы получить максимальные прибыли от эксплуатации недр округа, не выполняя элементарного – расчетов по налогам.
Тем временем яптиксалинцы мужественно, в меру сил и возможностей, пытаются уберечь от разрухи хотя бы то, без чего новопортовским рыбакам, высаживающимся ежегодно на близлежащие берега для зимнего улова, не прожить. Разгружают баржи с продуктами питания и топливом, утепляют по возможности жильё, готовят рыболовные снасти. Ведь от добычи рыбы, умелой реализации её прежде всего зависит их жизнь, будущее маленького северного поселка.
Газета муниципального образования Ямальский район ЯНАО «Время Ямала» №72 (5879) от 7 сентября 1999 г.
Автор статьи П. МЕНЗАК.