Мобильность кочевников в экстремальных условиях Арктики обеспечивается многомерной сложностью используемых ими технологий. Такой вывод содержится в исследовании доктора исторических наук, профессора, члена-корреспондента РАН, директора Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук (МАЭ РАН) Андрея Головнева, опубликованном в журнале “Nomadic Peoples”.
Автор исследования подробно проанализировал, как кочевые технологии – от мобильных лагерей в открытой тундре до многофункциональных подручных средств – обеспечивают и способствуют мобильности оленеводов с полуострова Ямал (Россия), одного из крупнейших оленеводческих центров современного мира.
“Главная причина того, что кочевники пользуются минимумом вещей – максимальное разнообразие в их использовании. Например, нож используется для изготовления поделок и еды, для охоты и убийства добычи, как средство защиты и нападения, как символ достоинства и статуса”, – отметил Головнев.
При покупке новых вещей или при выборе подарка ненцы-кочевники обязательно учитывают их мобильность, компактный дизайн и общую совместимость. Например, женская меховая куртка “ягушка” используется в качестве одежды и ночного одеяла.
Чум (традиционное жилище ненцев) можно считать образцом “чистого дизайна”, который воплощает этику минимализма. Один и тот же набор вещей при изменении их пространственного расположения превращает чум из “спальни” в “столовую” или “мастерскую”.
Автор работы считает, что хозяйства северных кочевников перспективны не только для изучения “арктического этнодизайна”, но и для разработки инновационных мобильных технологий современности.
Источник: РИА Новости