НКО алтайского народа тубаларов «Туба Калык» появилась в реестре иноагентов 3 февраля. Организация уверена, что ярлык ей присвоили по доносу. Поводов много — «Туба Калык» борется за охрану реликтового леса, а также против строительства золотоизвлекательной фабрики близ природного заповедника и загрязнения тайги высокотоксичными остатками ракетоносителей.
«Мне теперь говорят, я — шпион. А я даже не знаю, чем мы стали такие плохие». О том, что небольшую алтайскую общественную организацию «Туба калык» внесли в реестр инагентов, ее представитель Таир Бодрошев узнал случайно: «Я был за рулем. Мне стали приходить смс, а потом и звонки. Говорят, вас назвали иноагентами. Я развернулся и поехал в минюст».

Но в минюсте тоже не было никакой информации. «Ждите теперь, когда Москва проснется», —сказали Бодрошеву. Разница во времени между Алтаем и Москвой — четыре часа. Столица давно проснулась, а ответа так и нет. Уже 7 февраля, Бодрошев снова и снова звонит в отдел по некоммерческим организациям, но пока безрезультатно.
«Мы не шпионим, мы лес защищаем»
«Туба Калык», небольшая общественная организация коренного алтайского народа тубаларов, объединяет 78 человек. В ней всего три сотрудника. Малочисленный тюркоязычный народ (по переписи 2010 года их менее 2000 человек) проживает в Республике Алтай. Селения расположены в основном вдоль реки Бия и вокруг Телецкого озера, которое внесено в списки наследия ЮНЕСКО. Благодаря красоте местной природы берега Телецкого озера — самые посещаемые туристами места Алтая. Тубалары хотели бы развивать здесь «медленный» экологичный туризм. «Как в Швейцарии», — говорит Бодрошев.
Среди традиционных занятий тубаларов — охота и рыболовство, сбор в тайге ягод и, конечно, кедрового ореха. Как и для других коренных народов Сибири, серьезной проблемой стала вырубка реликтового леса в советские времена, которая еще усилилась в постсоветский период. Вырубки не только лишают тубаларов возможности охотиться. Кедр — один из основных источников дохода местного населения, основа традиционной экономики.
Журналист «Тайга.инфо» Ирина Беляева, автор подробной статьи о ситуации с «Туба Калык» , считает, что в реестр инагентов организация попала по доносу. Здесь не занимаются политической деятельностью, объясняет она, только фольклором и информационно-правовой помощью тубаларам. «Туба калык» cтарается объединять народ, поддерживать традиции, пострадавшие в советские времена, издает словари и буквари, раздает их школам. Как пишет «Тайга. инфо», в 2015 году организация выпустила диски с песнями тубаларов на родном языке: «На дисках записаны как песни современных ансамблей, так и очень редкие композиции, выпущенные в 1960–1970-е годы. На это НКО получила грант от ООН». Может, этот грант и послужил предлогом для внесения ассоциации в реестр иноагентов?
Сам Таир Бодрошев тоже считает, что на организацию донесли. «Скорее всего, из-за леса. Лесные инспекторы в 2021 году выявили в Республике Алтай 108 фактов незаконной рубки. «Мы ни за кем не шпионим, мы лес защищаем от вырубок», — говорит он RFI. «Кедр для нашего народа — священное дерево, в нем наша жизнь, мы все равно будем стоять за него до конца».
Еще один грант «Туба калык» получила от WWF. «Что в этом такого? — удивляется Бодрошев. — Соглашение заключил регион, а мы только подключились как общественники». Грант служит для обучения общественных наблюдателей, которые мониторят лесные участки и следят за вырубками.
«Мы не хотим, чтобы у нас был лунный пейзаж, как в Кузбассе»
Золотое месторождение «Брекчия» — еще одна забота «Туба Калык». Оно располагается на реке Чуря в Турочакском районе, в восьми километрах от Телецкого озера, второго по величине бассейна пресной воды в России после Байкала.
В 2021 году в районе прошли общественные слушания, на которые вынесли вопрос о строительстве в двух шагах от биосферного заповедника золотоизвлекательной фабрики. «Все жители были против, — рассказывает Бодрошев. — Мы не хотим, чтобы у нас тут были одни разрезы почвы и лунный пейзаж, как в Кузбассе».
3 февраля, в тот же день, когда в реестре иноагентов появилось название организации, на странице «Тубалары» в фейсбуке было опубликовано письмо Всемирного фонда дикой природы (WWF), направленное министру природных ресурсов и экологии России Александру Козлову. Там предлагается установить десятилетний мораторий на выдачу лицензий на поиск, разведку и добычу россыпного золота на реках, ранее не затронутых этим видом деятельности.
Письмо направлено в связи с Всемирным днем водно-болотных угодий — 2 февраля 2022 года исполнилось 50 лет с момента подписания Рамсарской конвенции о защите этих угодий. В нем говорится, что золотодобыча загрязняет реки и околоводные экосистемы.
Телецкому озеру тоже не избежать загрязнения, если неподалеку начнется добыча золота, считают активисты. В интернете обнародована петицияк президенту РФ Владимиру Путину с просьбой поддержать «запрет на добычу золота близ объекта ЮНЕСКО — Телецкого озера». Петицию подписали уже более 46 000 человек.
Это не первое обращение с просьбой спасти природу, под которым ставят свои подписи тубалары. В 2011 году совет тубаларов подал жалобу в генпрокуратуру и Общественную палату РФ в связи с падением обломков космических ракет на территории их проживания.
Тубалары жалуются на то, что прямо в тайгу, где они охотятся, собирают ягоды и грибы, падают ступени ракетоносителей, и что высокотоксичный компонент ракетного топлива, гептил, отравляет флору и фауну, вызывает болезни и губит урожаи. 24 августа 2011 на территорию Алтая упали обломки космического корабля «Прогресс».
Как жить с ярлыком
Теперь «Туба Калык» пытается понять, что делать дальше. Жить с ярлыком «шпиона» очень тяжело морально, а связанная с этим отчетность требует огромных затрат времени и сил. Глава ПЦ «Мемориал» Александр Черкасов называет в интервью RFI отчетность иноагентов «неподъемной», «без бухгалтера и делопроизводителя даже самая маленькая организация существовать не могла, и многие позакрывались», говорит он.
«У нас нужно быть на все руки, — рассказывает Бодрошев, — и бухгалтером, и специалистом по юридическим вопросам, и помощь оказывать. Сейчас мы решаем, как быть дальше, — продолжает он. — То ли закрываться, то ли нет. И как жить с таким ярлыком». Страницу НКО в фейсбуке Бодрошев временно закрыл. «Туба калык» собирается обжаловать решение минюста в суде. Но сначала нужно понять, чем оно вызвано. А неведение, как показывает опыт других «иноагентов», может длиться месяцами.