Ольга Мурашко: История с этим «Списком лиц» напоминает мне события тысячелетней давности

Похоже, что фактом вступления в силу с 7 февраля 2022 г. положений законодательства, касающихся ведения списка лиц, относящихся к коренным малочисленным народам, и «осуществляемого в связи с его ведением межведомственного взаимодействия», на которое ссылается Росрыболовство,  хотят окончательно запутать представителей народов Севера в отношении их прав в области традиционных охоты и рыболовства.  Одним документом (законопроектом ФАДН) Правительство предлагает «скорректировать ч. 1 ст. 3 Закона о гарантиях прав коренных малочисленных народов, распространив действие закона на всех лиц, относящихся к коренным малочисленным народам (далее –КМН), вне зависимости от места их фактического проживания».

Другим документом (Проект изменений в соответствующий административный регламент Федерального агентства по рыболовству)  предполагается строго выявлять и наказывать лишением права на традиционное рыболовство лиц «не проживающих постоянно в месте регистрации данной общины» – см. пункт 15 Проекта изменений ». Вот такие разноречивые меры «межведомственного взаимодействия»  предлагают коренным народам Севера разные ведомства Правительства в один и тот же месяц 2021 г.

История с этим «Списком лиц» напоминает мне события тысячелетней давности, произошедшие в Англии в 10851086 годах по приказу Вильгельма Завоевателя. С благой целью, «навести порядок», укрепить финансовое и военное обеспечение своей власти он повелел провести всенародную перепись в завоеванной стране. В ходе переписи предполагалось провести оценку хозяйственных ресурсов каждого поместья, требуя от англосаксонских дворян и крестьян предъявить документы на земельные права. В реальности произошло перераспределение англосаксонских земель в пользу нормандских рыцарей, служивших новому королю. Свод документов этой переписи в Англии по сей день называют «Книга Су́дного дня» (ср.-англ. Domesday Book) –  название книги ссылается на библейский Судный день, т.е Апокалипсис. В результате в Англии появились многочисленные «робин гуды, лишенные наследства», которые пытались охотиться, рыбачить и пахать землю и пасти скот, руководствуясь обычным  правом. А многочисленные гражданские войны Лондона с ирландцами, уэльсцами, шотландцами в своей основе имели претензии, связанные с нарушением древних договоров, которые вспоминают в этой стране по сей день, особенно в ситуациях всенародного голосования. 

И всё потому, что в свое время Вильгельм Завоеватель не посоветовался с народом или имел цель обмануть его. 

Вряд ли эти противоречивые законодательные нововведения принесут пользу народам Севера и государству.  Я всё же считаю, что необходимо создать рабочую группу из ученых и избранных народами Севера прямым голосованием представителей охотников, рыбаков, оленеводов, хранителей культуры, изучить реальную ситуацию и принять тщательно продуманные решения, чтобы дать возможность народам Севера жить в соответствии со своими традициями на основе реального самоуправления, организуемого в локальных группах, в исторически сложившихся ареалах, в которых народы Севера ведут свою хозяйственную и культурную жизнь на территориях традиционного расселения своих предков. Как мы видим, на примере Англии, историческая память крепка, и территориальное самоуправление, на ней основанное, было признано в ХХ-ХХI веках актуальной формой самоорганизации и развития общества в Европе.

Всенародная перепись или «Список лиц, относящихся…» – что для народов России сейчас важнее?

Почему у нас раздали паспорта 500 тысячам граждан Украины? Зачем Собянин попросил срочно разрешить ввоз поездами двухсот тысяч “трудовых мигрантов” из Среней Азии, если у государства нет сведений о занятости въехавших ранее 4 миллионов из 6 миллионов официально прибывших “трудовых мигрантов”? И сколько у нас в стране неофициальных мигрантов?

Почему Правительство при этом так погружено в тщательный учет и локализацию 250 тысяч коренных народов Севера?

У меня так много вопросов к качеству цифровизации учета населения нашей страны, а где искать ответы – не знаю.

Ольга Мурашко