Совет уполномоченных представителей коренных малочисленных народов Советско-Гаванского района Хабаровского края рассмотрев и обсудив законопроект 01/05/08-21/00119545 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», размещенный на сайте regulation.gov.ru/projects#npa=119545, которым предлагается внести изменения в Федеральные законы N 82-ФЗ “О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации” и N 209-ФЗ “Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”, пришел к выводу:
Законопроект ухудшает положение коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. По сути, он направлен на защиту интересов крупных охотпользователей, запрещая коренным малочисленным народам доступ к большей части охотничьих угодьев и, соответственно, ограничивая предоставляемые малочисленным народам охотничьи ресурсы.
В пункты 2 и 3 ст. 19 ФЗ «Об охоте» предлагается поправка, ограничивающая традиционную охоту только общедоступными угодьями, находящимися в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов.
Согласно ст. 7 N 209-ФЗ площадь общедоступных охотничьих угодьев должны составлять не менее чем 20% от общей площади охотничьих угодий субъекта РФ.
То есть, охотугодья, на которые могут претендовать коренные народы и, соответственно, охотресурсы, которые можно добыть на этих охотугодьях, составляют лишь пятую часть от всех охотугодий и охотресурсов. По факту эта часть ещё меньше, так как не все общедоступные угодья находятся в местах традиционного проживания коренных народов. Не во всех районах субъекта федерации, вообще, есть общедоступные угодья.
Например, в Советско-Гаванском районе Хабаровского края общедоступные угодья составляют доли процента, но в целом по краю их общая площадь соответствует требованию закона. Однако большая часть общедоступных охотугодий субъектов либо расположена в таких труднодоступных местах, что там вообще никто не охотится, либо там нет зверя. Именно поэтому эти «охотугодья» остались невостребованы и получили статус «общедоступных». Вот туда законопроектом и предлагают отправить охотится коренные народы. Очень своеобразное исполнение решения Конституционного суда по защите прав коренных малочисленных народов.
Коренные малочисленные народы законодательно лишаются права охотиться на большей части территории своего расселения и лишаются права претендовать на большую часть охотничьих ресурсов.
В действующем законе нет такого ограничения прав коренных малочисленных народов.
Сейчас наши охотники охотятся по всей территории района, включая участки охотпользователей, в том числе на Территории Традиционного Природопользования (ТТП). Но ТТП в Хабаровском крае тоже закреплены за охотпользователями, значит и на них охота гражданам из числа КМН будет запрещена, так же, как сейчас в Советско-Гаванском районе коренным народам края запрещено рыболовство на ТТП.
Разве решение Конституционного суда было направлено на лишение прав коренных малочисленных народов на доступ к охотничьим угодьям? Нет. Почему, в таком случае, авторы законопроекта переворачивают это решение «с ног на голову»?
Согласно законопроекта решение вопроса по охоте коренных малочисленных народов авторы проекта отдают на откуп руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта федерации, «по согласованию с советами представителей малочисленных народов». Для этого законопроект предусматривает наделение Правительства РФ правом утверждать: 5) типовое положение о совете представителей малочисленных народов. Но, когда будет создано это положение и будет ли оно соответствовать ст. 18 Декларации ООН о правах коренных народов не известно.
Как в субъектах федерации относятся к правам коренных малочисленных народов мы видим на живых примерах. Коренные народы двух субъектов были вынуждены обратиться за защитой своих прав в Конституционный суд, который приняв решение в их пользу, не сказал ничего нового, а лишь указал органам власти на неправильную трактовку ими законов о правах коренных народов.
По факту, как, например, В Хабаровском крае, руководители субъектов федерации попросту игнорируют коренные малочисленные народы и созданные Советы уполномоченных представителей малочисленных народов, нарушая краевой закон о Совете уполномоченных представителей КМН при губернаторе края. В других субъектах в созданный губернатором Совет уполномоченных представителей КМН входят чиновники, промышленники, силовики – не понятно только, кто их уполномочил представлять интересы коренных малочисленных народов и чьи интересы они в действительности представляют.
В связи с этим «определение территорий, предназначенных для осуществления традиционной охоты» «руководителями высшего исполнительного органа государственной власти субъектов федерации» выглядит пугающе.
Еще более пугающе видится наделение высшего должностного лица субъекта РФ полномочиями определять «Объем добычи охотничьих ресурсов, необходимый для удовлетворения личного потребления». Фактически, предлагается законодательно закрепить норму, наделяющую гражданина РФ, занимающего должность главы субъекта федерации, правом решать, какой уровень жизни будут влачить коренные малочисленные народы в данном субъекте федерации.
За примерами далеко ходить не надо. В прокуратуру Хабаровского края поступают жалобы от коренных народов края на то, что «второй год подряд Министерство природных ресурсов Хабаровского края необоснованно и существенно сокращает лимиты на отстрел диких копытных животных в рамках традиционной охоты, выступая в данной ситуации в интересах охот пользователей – коммерсантов. При этом игнорируя наше приоритетное право на природопользование». Губернатор Хабаровского края распоряжением незаконно ограничил вылов лососевых коренными малочисленными народами Хабаровского края, установив лимиты на личное потребление этих видов ВБР, не согласовывая эти лимиты с существующим в крае Советом уполномоченных представителей КМН при Губернаторе края, на наше обращение к врио губернатора с указанием на нарушение норм краевого законодательства получен ответ: «правовыми актами органов исполнительной власти об их полномочиях не закреплена обязанность по предварительному направлению по собственной инициативе проектов актов для рассмотрения в Совет»…
Согласно этим лимитам ороч имеет право потреблять 137 грамм кеты, 137 грамм горбуши и 68 грамм гольца в сутки. В результате нанесения существенного вреда исконной среде обитания хищническим промышленным истреблением лососевых под руководством правительства края, в этом году горбуша в наш залив опять не зашла. Правительство края отказало в нашей просьбе в целях возмещения ущерба, нанесённого среде обитания коренного народа орочи, предоставить нам вместо невыловленной (не по нашей вине) горбуши кету. В результате уровнем жизни народа орочи, установленным руководителем высшего исполнительного органа государственной власти края, является 205 грамм лососевых в сутки или в переводе на деньги по стоимости «доступной рыбы» – 41 рубль в сутки. Вот на какой уровень личного потребления могут рассчитывать малочисленные народы края, по мнению гражданина, занимающего должность губернатора Хабаровского края – 15 тыс. рублей в год.
При этом нам постоянно тычут в нос, что мы не живем исключительно за счет традиционных промыслов, а вынуждены ещё где-то работать. Кто из авторов законопроекта готов пожить на 15 тыс. в год?
Согласно действующему на данный момент законодательству действия губернатора Хабаровского края по ограничению доступа коренных малочисленных народов к водным биоресурсам незаконны. Законопроект предлагает подобные действия узаконить, пока только в отношении охотресурсов.
Коренные малочисленные народы должны сами решать, какой объем природных ресурсов необходим им для личного потребления, чтобы он мог обеспечить им достойную жизнь, а не нищету.
В связи с вышеизложенным заявляем: законопроект не отвечает интересам коренных малочисленных народов Дальнего Востока РФ, оторван от реальной жизни малочисленных народов, направлен на существенное ухудшение положения коренных малочисленных народов Дальнего Востока РФ и снижение их жизненного уровня, не соответствует решению Конституционного суда РФ. Законопроект лоббирует интересы крупных охотпользователей и направлен на ограничение доступа коренных малочисленных народов к охотничьим угодьям.
Законопроект 01/05/08-21/00119545 в предложенном на сайте regulation.gov.ru виде не может быть принят и должен быть отклонен.
Для совершенствования законодательства по охоте, как и по всему традиционному природопользованию, необходимо создать рабочую группу из ученых и представителей малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, непосредственно осуществляющих традиционное природопользование. Прежде всего, необходимо внимательно изучить реальную ситуацию и обеспечить возможность народам жить в соответствии со своими традициями на основе реального самоуправления, организуемого в локальных группах.
Мы считаем, что реализация Постановления Конституционного Суда РФ в части устранения отсутствия четких условий осуществления традиционной охоты гражданами, относящимися к КМНС, но не проживающими постоянно в местах традиционного проживания, должна быть распространена на все традиционные промыслы коренных малочисленных народов, включая рыболовство, так как эти промыслы имеют для коренных народов, их культуры и образа жизни, такое же основополагающее значение, как и занятие охотой. Для чего уточняющие поправки надо внести только в закон N 82-ФЗ “О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации”.
Председатель Совета уполномоченных представителей коренных малочисленных народов Советско-Гаванского района Хабаровского края;
Член Совета уполномоченных представителей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации при Губернаторе Хабаровского края
Коноплянко Е. Н.
Изменения, вносимые проектом в федеральные законы
Дополнительно по теме: