Коренные народы Таймыра протестуют против запрета на рыбную ловлю

Представители коренных народов Таймыра выступили с протестом против фактического запрета на рыбную ловлю на нескольких реках в 2022 году.

Красноярский филиал Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии (ВНИРО) предложил установить на 2022 год объем общих допустимых уловов (ОДУ) рыбы из бассейна рек Пясины, Далдыкан и Амбарной на Таймыре в размере 71,5 тонн сугубо в научно-исследовательских целях. Промышленная добыча и вылов рыбы в рамках традиционного хозяйствования коренных народов не предусматриваются.

При этом общий объем промышленных квот бассейна реки Пясина, утвержденный Росрыболовством на текущий, 2021 год, остался на уровне предыдущего и составил 244 тонны (всего на 2,3 тонны меньше объемов 2020 года, в котором произошла авария).

Институт объясняет предложенные ограничения серьезным ущербом, нанесенным водным биоресурсам в результате утечки дизельного топлива из резервуара ТЭЦ-3 в водные объекты бассейна реки Пясины в мае 2020 года, и необходимостью регулярно проводить масштабные исследования гидробиоценоза. ВНИРО является подведомственной организацией Росрыболовства; ведомство утверждает квоты промышленного лова на Таймыре, основываясь на предложениях данной научной организации.

Представители коренных народов Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района выступили с протестом относительно предложенных ограничений. Фактически они означают годовой запрет на рыбную ловлю, которая является для многих представителей общин основным источником дохода.

20 августа прошла встреча глав общин коренных малочисленных народов Таймыра для обсуждения ситуации с грозящим ограничением допустимого объема улова.

Марита Эйдугей, глава общины коренных народов Арылар, как и многие представители коренных народов Таймыра считает цифру в 71 тонну необоснованной. С такими нормами улова все пользователи рыбопромысловых участков реки Пясины останутся вообще без рыбы, возмущается Эйдугей. Родственники Эйдугей занимаются ловлей в этих местах уже 47 лет. «Необходимо оставить добычу водных биологических ресурсов на закрепленных рыболовных участках реки Пясины», – уверена женщина. Она подготовила обращение к чиновникам по поводу ситуации с рыбной ловлей на Таймыре. 

«71 тонна – это нереальный объем для научных исследований, такой объем обычно изымают из водоема, сопоставимого с Атлантическим или Тихим океаном», – считает вице-президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, депутат Заксобрания Красноярского края Валерий Вэнго. По его словам, Росрыболовство должно ответить, почему у представителей коренных малочисленных народов забирают большую часть возможного улова, сформированы ли рыбопромысловые участки в этом районе и готовы ли чиновники гарантировать, что представители КМНС смогут заниматься рыболовством. При этом до ледостава многие общины должны выдвигаться на места промыслов, значит, ответ нужно получить в течение 40-45 дней, отмечает Валерий Вэнго.

Вылов рыбы формально не запрещен, но на самом деле невозможен. На встрече было зачитано пояснительное письмо от ВНИРО, где общинам предлагается вместо Пясины вылавливать рыбу в реках, которые находятся на расстоянии более 700 км от тех участков, на которых расположены общины. «Получается, что общины должны вместо мест, где они обосновались, где у них находятся жилища, лодки, балки, выехать за 750 км, поставить там сети, выловить рыбу и вывезти ее обратно. Это огромные расходы. Посчитали, что на 90 реках общины могут выловить 102 тонны. Методики подсчета мы не понимаем. Реки не исследованы – а есть ли там вообще рыба?» – делились опасениями участники заседания.

«71 тонна – эту рыбу нельзя будет ни есть, ни продавать. 71 тонна рыбы будет утилизирована? Зачем нужно такое изучение?» – задается вопросом таймырский депутат, вице-президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ по правовым вопросам, глава межрегиональной организации «КМНСОЮЗ» Сергей Сизоненко.

Сизоненко выражает сомнения в необходимости предложенного красноярским филиалом ВНИРО зарыбления местных рек мальками осетра. По его словам, процесс уже годами проводится неправильно: выпущенную рыбу выбрасывает обратно на берег, хотя местные предприниматели предлагали свою помощь, чтобы сделать процесс более эффективным. Необходимы исследования, нужно ли выпускать осетра или нельму и муксуна, популяции которых требуют поддержки, считает Сизоненко.

Приоритет в распределении рыбопромысловых участков должен быть у тех, кто действительно живет и ведет хозяйство на территории, считают представители общин коренных малочисленных народов.

Источник