02.08.2021 г.
#НОРИЛЬСК. «Таймырский телеграф» – Депутат Законодательного собрания края, заместитель председателя комитета по делам Севера и коренных малочисленных народов Валерий Вэнго прокомментировал иск Росрыболовства, которое потребовало от «Норникеля» без малого 59 миллиардов рублей. Сумма за ущерб, нанесенный водным биоресурсам из-за прошлогоднего разлива топлива на ТЭЦ-3, почти в 1,5 раза выше по сравнению с предварительной оценкой ведомства.
«Я входил в состав комиссии депутатского расследования аварии в Норильске и в курсе всех событий, связанных и с разливом, и с ликвидацией его последствий. Трудно объективно оценить иск Росрыболовства, так как после выплаты «Норникелем» 146 миллиардов рублей по иску Росприроднадзора Законодательному собранию и правительству края было озвучено, что это компенсация за весь вред, причиненный северной природе. Более того, Минэкологии поясняло, что в структуре этой выплаты более 140 миллиардов по решению суда направляют в счет возмещения вреда именно водным объектам. В этом плане непонятно, не наступает ли двойная ответственность компании», – обратил внимание Валерий Вэнго.

Он напомнил, что после разлива на Таймыре работала экспедиция, в которую вошли ученые институтов Сибирского отделения Российской академии наук.
По итогам исследований специалисты пришли к выводу, что водным ресурсам в районе Норильска нанесен ущерб от разлива нефти лишь на 1,9 миллиона рублей, а рыба в озере Пясино не пострадала.
«Эта информация также доведена до всех общин малочисленных коренных народов Севера, и, насколько я знаю, промысел в поселках на данный момент продолжается. При этом общины коренных народов получили от «Норникеля» компенсацию за упущенную выгоду и отсутствие промысла в определенный период в размере более 180 миллионов рублей», – отметил краевой парламентарий.
Компания также согласовала программу по оказанию помощи коренным народам с объемом финансирования более двух миллиардов рублей в ближайшие пять лет. Деньги в числе прочего пойдут на строительство двух рыборазводных заводов на Таймыре.
«Кроме этого, краевое Министерство экологии заключило соглашение с «Норникелем» о компенсационных мероприятиях в отношении последствий аварии, и там предусмотрена системная работа. Поэтому основной задачей органов государственной власти я считаю не дальнейшие судебные разбирательства, а необходимость использования взысканных 146 миллиардов рублей на природоохранные мероприятия в Норильском промышленном районе и на Таймыре. К сожалению, пока эти деньги осели в Москве, и их будущее до сих пор туманно», – высказался Валерий Вэнго.
Заместитель председателя комитета по делам Севера и коренных малочисленных народов также отметил, что «Норникель» является основным налогоплательщиком для Красноярского края. И чем быстрее ситуация разрешится, тем лучше для региона и его налогооблагаемой базы, за счет которой развивается территория.
Ранее «Таймырский телеграф» сообщал о том, что «Норникель» оспорит иск Росрыболовства в суде. Кроме Валерия Вэнго, не согласны с выводами ведомства и другие эксперты.
«Оценить расчеты Росрыболовства сложно, поскольку непонятно, на какой базе они основаны»
30.07.2021 г.
После разлива на Таймыре работала экспедиция, в которую вошли ученые институтов Сибирского отделения Российской академии наук (СО РАН). По итогам этой поездки заведующий лабораторией экспериментальной гидробиологии Института биофизики Красноярского научного центра СО РАН Михаил Гладышев заявил в декабре 2020 года, что водным ресурсам в районе Норильска нанесен ущерб от разлива нефти лишь на 1,9 миллиона рублей, а рыба в озере Пясино не пострадала.
«Биомасса кормовых организмов животных организмов, обитающих на дне или в грунте водоемов, снизилась более чем в десять раз и более чем в два раза в реках Далдыкан и Амбарной. В связи с этим снижением суммарный ущерб водным биологическим ресурсам, рассчитанный по утвержденной методике Росрыболовства, составил 1,9 миллиона рублей», – сказал ученый. В расчет этого ущерба включили затраты на восстановление количества рыбы в водоемах.
Как рассказал в беседе с РБК председатель правления Проектного офиса развития Арктики (ПОРА) Николай Доронин, через четыре месяца после аварии группа ученых ПОРА и Российской академии наук взяла пробы рыбы по тем же точкам на реке Пясине и озере Пясино, что и специалисты Росрыболовства, которые проводили исследования на месяц раньше.
«Если бы дизтопливо поступило в воду, то по пищевой цепочке следы этих углеводородов мы обязательно бы увидели. Мы успокоили общины коренных народов, что рыбу из Пясины безопасно ловить и употреблять в пищу», – цитирует Николая Доронина РБК.
Рыба в озере Пясино от разлива нефтепродуктов не пострадала
10.12.2020 г.
В Российской академии наук подвели итоги Большой норильской экспедиции. Встреча прошла сегодня с участием ученых, представителей власти и промышленных компаний, в том числе «Норникеля», по приглашению которого на Таймыре и была организована крупная экспедиция – первая за последние десятилетия в Арктике.
Председатель Сибирского отделения РАН, академик Валентин Пармон подчеркнул, что экспедиция не состоялась бы без участия «Норникеля», который помог с организацией и финансированием работ.
По результатам исследований признаки деградации водных экосистем под влиянием нефтяного загрязнения найдены лишь в местах аварийного разлива в реках Далдыкан и Амбарной до боновых заграждений.
Биомасса кормовых организмов зообентоса снизилась более чем в десять раз и более чем в два раза в реках Далдыкан и Амбарной. В связи с этим снижением суммарный ущерб водным биологическим ресурсам, рассчитанный по утвержденной методике Росрыболовства, составил 1,9 миллиона рублей. В расчет этого ущерба включены затраты на зарыбление, но в настоящее время мы считаем зарыбление нецелесообразным и неэффективным.
В реке Пясине и озере Пясино обнаружены четкие доказательства отсутствия влияния нефтяного загрязнения – в планктоне, как и до аварии, доминировали диатомовые водоросли.
На момент аварии северная часть озера была закрыта мощной ледяной «пробкой», поэтому нахождение здесь нефтепродуктов было невозможно даже теоретически. Почти все дизтопливо было прибито к юго-западной конечности озера. Факт перемешивания и значительного углубления топлива не подтверждается.