Андрей Головнев: «В современном освоении Арктики нужно использовать тысячелетние навыки северных кочевых народов»

Этнологическая экспертиза получила новое развитие.

image

Визит в Норильск директора Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) Андрея Головнева стал продолжением этнологической экспертизы по заказу Ассоциации коренных малочисленных народов Таймыра.

Как сообщалось, первый этап этноэкспертизы стартовал в конце января и завершился 8 февраля. Финансовое обеспечение исследования факторов, обеспечивающих устойчивое развитие коренных малочисленных народов нашего полуострова, взяла на себя компания «Норникель». 

Член-корреспондент РАН, профессор, доктор исторических наук, Андрей Головнев – специалист с мировым именем в области антропологии и этнологии Арктики. Фундаментальные исследования по истории народов северной части Евразии ученый ведет 40 лет. В 1978 году работал на Таймыре. Нынешний приезд в Норильск и Дудинку – подходящий случай, чтобы, по словам гостя, лишний раз рассмотреть возможности использования культурного наследия северян для сегодняшнего и будущего мирового развития.

Накануне поездки в Норильск профессор Головнев выступал перед сенаторами Совета Федерации. Его доклад был посвящен вопросам развития Арктики, этнографии народов Севера в аспекте укрепления российской государственности и исторической идеологии госстроительства. 

«В высоких широтах, – отметил он, – не только хорошо видно человека, из Арктики хорошо видно все человечество». 

Андрей Головнев: «В современном освоении Арктики нужно использовать тысячелетние навыки северных кочевых народов»

Развивая эту мысль, Андрей Головнев поделился с нашим сетевым изданием такими наблюдениями:

«Северяне отличаются от остального мира двумя, пожалуй, главными качествами: властью над собственной судьбой, автономностью, по сути, и искусством контроля над  большими пространствами. Это очень важно сейчас, потому философия движения, технология движения – это принципы и механизмы развития. Физический мир, виртуальный мир меняются, космос, авиация – все меняется. Поэтому, обращаясь к частным сюжетам, связанным с поведением в пространстве, мы открываем огромные перспективы использования тысячелетних навыков коренных жителей, прежде всего кочевников, для технологий будущего». 

Проведя параллели использования технологий движения северных кочевых народов в современном освоении арктических территорий, Андрей Головнев уточнил цель приезда в Норильск и на Таймыр.

«Она, в частности, состоит в том, чтобы предложить большим компаниям, работающим в Арктике, прямое сотрудничество с коренными общинами. Не покровительственное отношение, не строительство за них домиков и снабжение деньгами, а именно творческое, деятельное сотрудничество. Потому что умение коренных жителей вести себя в тундре заслуживает инженерных и технологических разработок. Я имею в виду трансформность, модульность, мобильность в разных ее преломлениях – как раз то, чего не хватает компаниям-гигантам», – продолжил собеседник.

На Таймыре этнограф Головнев также займется выделением территориальных анклавов, где безопасно вести домашнее оленеводство. Это необходимо, поскольку в условиях промышленного освоения земель коренное население наблюдает уход из этих мест дикого оленя. А вслед за ним уходит и домашнее поголовье. Эта тема в числе других станет предметом обсуждения с активами Ассоциации коренных малочисленных народов Таймыра в Норильске и в Дудинке, учеными «Заповедников Таймыра». 

Андрей Головнев: «В современном освоении Арктики нужно использовать тысячелетние навыки северных кочевых народов»

В нашем городе директор Кунсткамеры встретился с руководством Музея Норильска,  обсудил с коллегами «практические этнографические сюжеты»,  перспективы обмена выставками, проведения экспедиций и других совместных мероприятий, ознакомился с фотовыставкой «Ворон белый и ворон темный» о коренных народах Таймыра. 

«Меня очень интересует сущность сегодняшней северности. Норильск – очень интересный ее очаг, арктический Вавилон, где скрещиваются самые разные судьбы культуры, – продолжил Андрей Головнев в интервью «Северному городу». – В определенной степени это экспериментальная антропологическая площадка. Как люди здесь взаимодействуют, насколько они северяне и что значит быть северянином? Каков контакт между разными северными культурами? Здесь дело не в географии, а, может быть, в какой-то особой породе людей. Они более других расположены брать на себя ответственность, принимать решения. Это одна тема. Вторая – та самая тема движения, переноса вековых традиций в будущее, отслеживание того, что происходит с этими культурами, использование традиций в технологии освоения Арктики и в завтрашних технологиях жизни вообще». 

Касаясь алгоритма дальнейших совместных действий, директор Музея Норильска Наталья Федянина рассказала, что в ближайшее время учреждение будет принимать выставку «о движении, о кочевниках».

«В профессиональном отношении нам очень интересна научно-методическая поддержка Музея антропологии и этнографии. В каком плане? Очень разрозненные музеи на Северах, обмен между ними почти отсутствует. Проще из Москвы и Санкт-Петербурга, чем из соседних городов привезти ту же выставку, – отметила собеседница. – Кунсткамера могла бы выступить научно-методическим межмузейным центром, это было бы очень ценно. Чтобы что-то показывать, мы как музеи должны бесконечно фиксировать процесс движения, и не только коренных народов. Сейчас весь мир в движении. Лучшие практики жизни в тундре, философию движения можно взять и для норильчан как подвижного сообщества. Наверное, одно из качеств нашего города – сменяемость населения. Что это, как не кочевой образ жизни?»

По словам Натальи Федяниной, процессы, которые сейчас запускаются, особенно экспедиции, надо фиксировать, в том числе на самих территориях. Чтобы увидеть, как все менялось, и потом все это показать в большом проекте.

Источник

Leave a Reply

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.