Марина Одзял: Север никогда не опустеет, потому что без него мы не сможем жить

Север Хабаровского края никогда не опустеет, потому что для коренных малочисленных народов он является Родиной, без которой они не смогут жить. Об этом, а также о традициях своего народа рассказала Руководитель Ассоциации КМНС Ульчского района Хабаровского края Марина Одзял.

Марина Одзял является руководителем Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Ульчского района Хабаровского края, а также членом исполкома Ассоциации преподавателей родного языка и литературы коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Она представляет коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации на международной площадке в Женеве.

Марина Одзял – удивительный человек, невероятно любящий свою малую Родину — Ульчский район Хабаровского края. Она занимается работой с народами Севера: помогает с социальным устройством, культурным развитием, устраивает конкурсы ремесел. Именно благодаря ее энергии все узнали о массовой вспышке коронавируса в административном центре Ульчского района — селе Богородском — весной 2020 года. Тогда местным властям не удалось замолчать эту ситуацию и пришлось направить необходимые ресурсы и врачей в этот отдаленный северный район.

– Север живет. И он будет жить из-за того, что там живут коренные народы. Я всегда привожу в пример себя. Я привязана к родным местам этнической пищей. Люди, которые живут на отдаленных от центра региона территориях, они все патриоты, они никогда не покинут свою родную землю. Когда я приезжаю в Хабаровск, я понимаю, что мне предстоит бегать по каменным джунглям. Но когда я приезжаю домой, моя душа наполняется новой энергией, и я не ощущаю, что устала после длительных командировок. Приехала – и сразу зарядилась, – считает Марина Одзял.

По словам общественницы, ульчи и нивхи, в основном, живут в тех местах, где они родились и крайне редко переезжают в крупные города вроде Хабаровска, даже если покупают там квартиры за счет, например, программы переселения. Как заявила Марина Одзял, коренные народы не могут жить без реки, они погибнут без Амура, так как невозможно забыть традиции и вкус рыбной пищи, которую они едят с самого детства.

Как считает представительница коренных малочисленных народов, север Хабаровского края никогда не был оторван от мировой цивилизации. Там всегда существовала торговля, а также было знание языков соседних народов. У ульчей в языке каждый соседний народ имеет свое название – и японцы, и корейцы, и китайцы, и другие коренные народы. Кстати, это позволяло ульчам налаживать с другими народами отнюдь не только торговые связи.

– Раньше ульчи были очень шустрыми. Они сильно не заморачивались. За женщину нужно было калым платить, поэтому по дороге в Китай смело воровали женщин у нанайцев или у тех же китайцев, а потом возвращались к себе далеко на север. Кстати, в Тугуро-Чумиканском районе эвенки до сих пор говорят: «Есть такой народ на Амуре – ульчи. Высокие парни-охотники приходили за соболем. И женщины за ними бежали». Вот так. Даже не приходилось воровать. За ульчами мужчины-эвенки даже не пытались идти вслед. Скорее всего, это были охотники из рода Росугбу. Росугбовские из ульчей были самыми высокими и отличались силой, – отметила Марина Одзял.

По словам общественницы, на данный момент ульчский народ насчитывает меньше трех тысяч человек, и практически все они живут в нескольких селах Ульчского района, а также в его райцентре Богородском.

– Древним ульчам нужно было быть очень мудрыми, чтобы укорениться на границе с таким достаточно агрессивным на тот момент народом как нивхи, которые категорически не воспринимали другие культуры и были автохтонны на этой земле. Мы же с ними сжились, нашли общий язык и породнились. Сейчас ульчей чуть меньше трех тысяч человек. Живут они преимущественно в Ульчском районе Хабаровского края, в селах Булава, Дуди, Кольчом, Монгол, Ухта, Тыр, в районном центре Богородское, в Калиновке, Мариинском и Софийском, – сообщила Марина Одзял.

А в середине XIX века ульчи жили по Амуру между селениями Ухта на севере и Ади (правый берег) и Кульгу (левый берег) на юге, а также по протокам Амура и озерам Дуди, Удыль и Кизи. Ульчи сами себя называли нани и ульча, что в переводе означает «местные жители». Раньше этот народ называли мангуны и ольчи. С 1926 года для этого народа принято официальное название «ульчи».

Источник

Leave a Reply

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.