Ольга Мурашко. Получается, что никаких экспертиз, касающихся воздействия промпроектов на КМНС, в Арктике больше не предполагается

Уважаемые коллеги!

Прилагаю текст Постановления “Об утверждении Положения о порядке возмещения убытков, причиненных коренным малочисленным народам Российской Федерации, объединениям коренных малочисленных народов Российской Федерации и лицам, относящимся к коренным малочисленным народам Российской Федерации, в результате нанесения ущерба исконной среде обитания коренных малочисленных народов Российской Федерации хозяйственной деятельностью организаций всех форм собственности, а также физическими лицами”.

Прочтите его внимательно. Он очень короткий.

С моей точки зрения, вся цепочка НПА лета – начала осени
похожа на наступление на возможности экспертной защиты прав коренных народов на традиционное природопользование и образ жизни при их непосредственном участии.

ФАДН уже снял с повестки разработку и принятии фз об этнологической экспертизе. Опубликованное Постановление заменяет “ненужный закон”.

В сочетании со свежим дополнением в ФЗ Об экологической экспертизе, обнародованным сегодня в ГД (см. ниже) ст. 11 № 174-ФЗ п. 7_9) проектная документация объектов капитального строительства, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в Арктической зоне Российской Федерации;(Подпункт дополнительно включен с 28 августа 2020 года Федеральным законом от 13 июля 2020 года N 194-ФЗ

Сейчас предлагается «П. 7-9 дополнить словами за исключением проектной документации объектов социальной и транспортной инфраструктуры, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, которые не относятся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I, II категорий и строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять за пределами особо охраняемых природных территорий;»

Постановление О порядке возмещения от 18 сентября 2020 г. № 1488 объединяет всю цепочку действий.

Получается, что НИКАКИХ ЭКСПЕРТИЗ, касающихся воздействия промпроектов на КМНС, В АРКТИКЕ БОЛЬШЕ НЕ ПРЕДПОЛАГАЕТСЯ.

Соглашения будут заключаться без предоставления документации проектов хоздеятельности и без экспертных заключений о предполагаемом воздействии этой деятельности.
Кем и на основании чего будут оцениваться убытки и ущерб – из Постановления совершенно не ясно.

Просматривается возврат к девяностым, когда компании предлагали родовой общине “бураны”, ГСМ и прочее взамен на подпись под соглашением, что люди не против осуществления промышленной деятельности на их родовых землях.

Для смягчения эффекта от новшеств на сайте Федерального Портала Проектов Нормативных Правовых Актов опубликован проект Стандарта взаимоотношений компаний, органов власти и
коренных народов.

В Стандарте в качестве одного из принципов обозначено «право на свободное, предварительное и осознанное согласие коренных малочисленных народов Российской Федерации на принятие решений, затрагивающих их права и законные интересы».

Но трудно понять, как можно обеспечить соблюдение указанных принципов и целей, например, указанное право коренных малочисленных народов на СПОС или «открытость деятельности резидентов АЗ по всем экологическим и социально-экономическим вопросам», если не указаны степень этой открытости и инструменты получения коренными народами объективной информации об оценке негативного воздействия планируемого проекта, необходимой им для принятия решений?

Я очень надеюсь, что двадцатилетнее проведение семинаров по правовому просвещению коренных народов в России не прошло даром. Правовых ресурсов, которые могут помочь защитить исконную среду обитания и традиционный образ жизни, еще много.

С уважением
Ольга Мурашко

Мурашко Ольга Ануфриевна – этнолог, научный сотрудник НИИ и Музея антропологии МГУ, эксперт Центра содействия коренным малочисленным народам Севера (Москва), член Международной рабочей группы по делам коренных народов IWGIA.

Leave a Reply

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.