
Получил вчера пару интересных комментариев по поводу нашего совместного заявления о закрытии Центра содействия коренным народам Севера. И один этих весьма справедливых вопросов – что же должны делать международные организации и правительства, которые в настоящее время сотрудничают с RAIPON? Отменить свои контакты с этой организацией?
Это безусловно невозможно в настоящее время. РАЙПОН к настоящему времени, усилиями предыдущих команд, членом одной из которых я имел честь состоять, встроен в систему международных отношения на институциональном уровне. Я сейчас не говорю про ООН – для этой организации как раз важен скорее не статус, а международный авторитет и вес самой организации коренных народов, уровень профессиональной подготовки и лоббистских возможностей ее членов и это, к сожалению, не всегда является положительным явлением (мы все помним проблему владения английским языком).
Но следует также помнить, что РАЙПОН является Постоянным Участником Арктического Совета, что до сих пор является уникальным явлением для международной практики. Статус Постоянного Участника дает право участвовать в любой деятельности Арктического Совета и принимать участие в выработке и принятии решений. Более того, в ближайшие годы Россия заступит на пост председателя Арктического Совета и, соответственно, роль РАЙПОН, как постоянного участника от России (в соответствии с понятиями российских чиновников и силовиков) еще более возрастет.
Могут ли в этой связи международные организации и тем более профессиональные дипломаты не общаться с представителями РАЙПОН? Безусловно нет. Арктический Совет, как международная площадка (в последнее время чуть ли не единственная, где представители Запада и России в состоянии приходить к консенсусу, что непрерывно подчеркивается обеими сторонами), продолжит свою работу в обычном режиме. Однако наша задача сегодня (и моя личная и как журналиста, и как исследователя) вскрывать сущность деятельности различных игроков на этом поле, чтобы остальные участники понимали, что стоит «за фасадом» слов о дружбе и предложениях о сотрудничестве.
Сегодня, после этой истории с закрытием Центра и реакции на это событие представителей РАЙПОН, я могу с твердой уверенностью сказать, что РАЙПОН утратил моральное право представлять права и интересы коренных народов России на любых уровнях как в России, так и зарубежом. Это мое мнение и мнение нашего коллектива авторов портала Arctic Consult – что мы и выразили в данном заявлении.
Что же должны делать представители иностранных организаций, которые сотрудничают с РАЙПОН? От новых совместных инициатив можно и воздержаться. Если же это действующие проекты или официальное общение на официальных площадках – от такого «сотрудничества» никуда не денешься и оно будет продолжаться в любом случае. Однако в таком общении важно понимать, что представители международного сообщества общаются с нелегитимной организаций, которая не представляет коренные малочисленные народы Российского Севера.
Запад, кстати, это прекрасно умеет делать. Сотрудничество западных лидеров с Владимиром Путиным не прекращалось, несмотря на глубокий кризис во взаимоотношениях между Россией и Западом. Однако сегодня западные политики, которые с ним общаются, понимают, что перед ними стоит лживый авантюрист, и что цена договоренностей в таком «сотрудничестве» – грош. Мы, своим заявлением, лишь констатируем, что подобное положение вещей сложилось и в области международных взаимоотношений коренных народов в Арктике. Цена слов Григория Ледкова и других представителей РАЙПОН о сотрудничестве – грош. Цена его слов о том, что он представляет коренные малочисленные народы России – грош.
А также констатируем, что Григорий Ледков и российские спецслужбы, которые поручили ему эту работу, на сегодня успешно выполнили свою задачу по полному развалу самоуправления коренных малочисленных народов России. Система разрушена. В связи с этим возникают следующие, тоже очень справедливые вопросы: что делать и кто же тогда представляет коренные малочисленные народы Российского Севера? На эти вопросы должны ответить следующие поколения лидеров коренных малочисленных народов России. К счастью искать ответы на эти вопросы – не моя задача.
Второй комментарий был – кого же я представляю выступая соавтором этого обращения? Вынужден отметить, что персонально я никого не представляю (опять же к счастью, я не представляю какой-либо народ, общину или группу людей и поэтому могу говорить свободно, в отличие от многих в России), а являюсь лишь автором и руководителем портала Arctic Consult. А о нашей работе Вы можете судить по нашим публикациям на сайте https://arctic-consult.com