
Разговоры о пенсиях, квотах, алкоголе сегодня важны. Но мы не инвалиды, и всякие речи о льготах и привилегиях выгодны власти и уводят от фундаментальных нерешаемых сегодня проблем. Нам нужно, чтобы государство понимало нас и нашу жизнь с природой, чтобы нам дали право выбора дальнейшего развития и соблюдали российское и международное право. Сегодня из федерального законодательства выхолощены все базовые права коренных народов (приоритетное право и доступ к биоресурсам, безвозмездное и бессрочное пользование землями и многое другое). Минрегион не справляется со своей прямой обязанностью. Там сегодня не осталось специалистов по коренным.
Идет новый экстенсивный виток индустриализации северных территорий. Коренные являются одним из последних барьеров на пути компаний и государств к добыче этих ресурсов, и легче применить силовые методы, используя избирательное правосудие, чтобы не отвлекать лишние силы, время и ресурсы на переговоры с какими-то коренными. Кость в горле — наша международная деятельность.
Решения ООН и его договорных органов обязательны для России.Конституция определяет верховенство международного права. Внутри страны власти контролируют ситуацию методом «разделяй и властвуй», и необходимо убрать преграду. Думаю, есть планы снизить статус Ассоциации и найти ей замену, тем более что очередь имеется. Наверняка сопутствующей причиной стало резонансное дело общины Дылача (речь о захвате эвенкийской общины Дылача в Бурятии «Русской нефритовой компанией», возглавляет которую, согласно выписке из ЕГРЮЛ, бывший начальник бурятского УФСБ Валерий Халанов. — А.Т.), в которой Ассоциация заняла активную позицию… Есть вещи, на которые мы не можем влиять. Родители и национальная принадлежность даются свыше. И я хочу, чтобы нам как народам дали право на свой собственный выбор и свое собственное развитие, основанное на традициях.