Краткий обзор взаимоотношений ОАО «ГМК «Норильский Никель» и коренных малочисленных народов Таймыра

Деятельность компании ОАО «ГМК «Норильский Никель» или как его раньше называли Норильского комбината, началась в 30-х годах прошлого столетия, а если быть точнее в 1935 году. Вот уже на протяжении 77 лет комбинат эксплуатирует недра Таймыра.

По общему признанию специалистов Норильские месторождения полезных ископаемых уникальны по мировым масштабам. Сегодня ОАО «ГМК «Норильский Никель» безусловный лидер в области добычи и переработки цветных металлов не только в России, но и в мире. Норильский комбинат производит мирового палладия – 35 %, платины – 25 %, никеля – 20 %, родия – 20 %, кобальта – 10 %. Его доля в России никеля – 96 %, кобальта – 95 %, меди – 55 %.

Официальное открытие месторождения норильчане связывают с именем Николая Урванцева, который с 1919 по 1926 год подтвердил наличие богатых месторождений каменного угля и полиметаллических руд.

Но ради исторической справедливости надо признать, что первыми открывателями полезных ископаемых являются предки современных коренных малочисленных народов Таймыра. Об этом говорят археологи, которые вблизи от озера Пясино обнаружили стоянки людей бронзового века, и там же найдено примитивное оборудование для плавки и литья металла.

Следы норильской руды можно найти на месте раскопов средневекового города Мангезея, располагавшегося на реке Таз, сегодня это территория Ямало-Ненецкого автономного округа. Очевидно, что энцы, ненцы, нганасаны, долганы, жившие в тех местах, добывали примитивным образом руду и осуществляли товарный обмен на полезные им товары. Традиционными знаниями коренных малочисленных народов Таймыра о наличии богатого месторождения металлов позднее воспользовались пришедшие на Север русские купцы. К примеру, купец Киприян Сотников в конце 19 века пытался организовать промышленную переплавку металлов.

Коренные народы Таймыра помогали не только своими знаниями местности, но и своими познаниями о климате тех мест, быте, питании, одежде и обуви. Они эксплуатировались в качестве проводников, предоставляли транспорт – оленьи упряжки, оказывали иную посильную помощь. В годы советской власти эта помощь стала принудительной. Сотни людей из числа коренных малочисленных народов Таймыра были принудительно согнаны на работы, большинство из них там и погибли. И до сегодняшнего дня о могилах многих из них, ничего не известно.

Успешная деятельность Норильского комбината была бы невозможно без мероприятий по советизации Таймыра, которая сопровождалась истреблением наиболее крепкой части национального сообщества – местных лидеров – князей и шаманов.

В книге памяти репрессированных по Таймыру больше сотни расстрелянных долган, ненцев, эвенков, нганасан, энцев. Для северных этносов, численность которых предельна мала – это большие потери. (По данным Всероссийской переписи-2010 нганасан – 862 человека, энцев – 227 человек).

Норильский комбинат набирал обороты, а коренные народы на Таймыре пожинали всё новые и новые беды.

  • В 1942 году начал работать Никелевый завод комбината. С этой даты началась экологическая трагедия таймырский тундры и её исконных жителей.
  • С 1949 года своими выбросами начал загрязнять окружающую тундру Медный завод комбината.
  • В 1981 году запущен Надеждинский металлургический завод – гордость Норильского комбината, его загрязняющие выбросы, содержащие тяжелые металлы фиксировались даже в Канаде, Финляндии, Швеции, а также на Аляске (США).

А вокруг Норильска на десятки километров – лунный пейзаж, на сотни километров погибшая тундра. Запах производственной деятельности завода хорошо знаком коренным жителям поселков Усть-Авам, Волочанка, Хантайское озеро, Потапово, находящимся за сотни километров от Норильска.

Сухие цифры из Википедии ввергнут в шок специалистов, но ничего не скажут обывателям не знакомым с этой бедой.

«Содержание загрязняющих веществ в атмосфере Норильска часто доходят до 25,8 предельно допустимой концентрации (ПДК) диоксида азота, 35,6 ПДК (диоксид серы, 1992 год) и даже 120 ПДК (формальдегид, 1995 год). Вокруг Норильска около 100 000 гектаров лесотундры выжжено или обречено на умирание. По мнению некоторых экологов, Норильск является зоной экологического бедствия».

Вот некоторые официальные показатели загрязнения окружающей среды:

  • выбросы загрязняющих веществ в атмосферу в 1986—1996 годах колебались от 1937 млн. тонн до 2394 млн. тонн.
  • номенклатура нормируемых загрязняющих ингредиентов с 1986 по 1996 год выросла с 18 до 31 позиции; наибольший вклад вносит диоксид серы (до 98 %).
  • только по твёрдой грязи лимит во всех техногенных выбросах в атмосферу в 1996 году составил 26 678 тыс. тонн.

Сухие цифры, но за ними исковерканные жизни людей, гибель живой природы. В сборнике Росстата «Россия в цифрах – 2011» Норильск стал самым грязным среди промышленных городов России в 2010 году, выбросы в атмосферу за год составили почти 2 миллиона тонн.

Но если в отношении жителей Норильска действуют различные реабилитирующие программы и программы оздоровления, в конце концов, программы переселения с Севера на Юг, финансируемые ОАО «ГМК «Норильский Никель», то в отношении коренных малочисленных народов ничего подобного нет!

С момента начала строительства Комбината по сегодняшний день основной транспортной магистралью является Северный морской путь, который включает в себя низовье реки Енисей.

В 1978 году беда пришла к коренным, занимающимся подледным ловом рыбы на реке Енисей. С этого года началась круглогодичная навигация. Мощные суда ледокольного класса торили себе фарватер в полутораметровой толще льда, часто прямо по рыбацким сетям.

Десятки людей с той поры нашли себе смерть в ледяных водах фарватера. Нарушилось сообщение между людьми, проживающими на разных берегах. Оленеводы, традиционно выпасавшие своих оленей на левой стороне Енисея, стали реже приезжать к своим детям, обучающимся в поселковых школах-интернатах, расположенных на правой стороне Енисея.

В декабре 2011 года мощное судно ледокольного класса «Талнах», принадлежащее компании ОАО «ГМК «Норильский Никель» прошло мимо фарватера, прямо по рыбе, заготовленной для отправки в город Дудинку. Ущерб рыбаков составил более 3 млн. рублей, что эквивалентно $100 тыс. долларов США. Компенсация не выплачена!

Начало круглогодичной навигации принесло рыбакам ещё и такую беду. Для безопасной навигации судов было принято решение использовать для проводки судов радиоизотопные маяки. Как говорят старики, они лежат на дне Енисея по фарватеру. Так это или нет, мы не знаем. Эти секреты до сих пор закрыты. Но с тех пор, рыбаки стали вылавливать полусварившуюся рыбу, у которой мясо отходит от костей, и, с той поры люди стали чаще умирать от рака. Дело в том, что в поселках расположенных в устье Енисей, питьевую воду берут из этой реки и употребляют безо всякой очистки.

Из официальных источников известно, что радиоизотопный радиомаяк (РИТЭГ) – это источник электроэнергии, использующий тепловую энергию радиоактивного распада, в качестве топлива для РИТЭГ используется стронций-90, а для высокоэнергоёмких генераторов – плутоний-238. Их период эксплуатации составляет от 10 до 30 лет и после их нужно утилизировать. Но вот об утилизации никто ничего не слышал.

Досталось от комбината и хантайским эвенкам, живущим на юге Таймыра. С 1963 года началось строительство Усть-Хантайской ГЭС – производственным мощностям Норильского комбината требовалось дешевое энергоснабжение. К 1975 году ГЭС была построена. Но ложе водохранилища не было соответствующим образом зачищено и, как утверждают экологи, затопленные листвиничные леса, до сих пор выделяют фенолы. Эвенкам, живущим в поселке Хантайское озеро, деваться некуда. Они пьют отравленную воду, употребляют в пищу отравленную рыбу. Кроме того, из-за фенолов иммунитет рыбы ослаблен и поэтому она в подавляющем большинстве заражена паразитами (гельминтами, глистами).

Электроэнергия Усть-Хантайской ГЭС доступна для потребления для самого Норильского комбината, для городских жителей Норильска, Дудинки, Игарки, но недоступна коренным малочисленным народам. Даже относительно близко расположенные поселки Потапово и Хантайское озеро, где проживают энцы, эвенки и долганы, не подключены к магистральным энергосетям этой ГЭС.

В 60-х годах прошлого века для нужд Норильского комбината потребовался газ и в 1966 году было введено в эксплуатацию Мессояхинское газоконденсатное месторождение в 250 километрах от Норильска. Это исконная среда проживания таймырских ненцев. Для формирования подземных хранилищ газа, на их территории в 70-х годах были произведены два подземных ядерных взрыва. Насколько это опасно мы не знаем, никто ненцев о последствиях не предупреждал, и до сих пор никто исследований радиационной обстановки не проводил.

В 1972 году в том же районе введено в промышленную эксплуатацию Южно-Солёнинское газоконденсатное месторождение, ещё одна головная боль таймырских ненцев.

В октябре 2003 года введено в эксплуатацию Пеляткинское газоконденсатное месторождение. Это восемь скважин, мощная газодобывающая инфраструктура, расположившиеся на территории таймырских ненцев.

В настоящее время строится новый газопровод от этого месторождения, его длинна почти 300 километров. Официально общая площадь изъятых или уничтоженных оленьих пастбищ составит более 940,73 га, в реальности в три раза больше. Газопровод располагается на наиболее продуктивных пастбищах.

Инвестиции на строительство газоконденсатопровода должны составить 16 млрд. 409 млн. 243 тыс. рублей. Денежные компенсации ненцам-оленеводам не предусмотрены проектом.

Сегодня ОАО «ГМК «Норильский Никель» признанный лидер в производстве цветных металлов в России и в мире. Собственники компании официальные долларовые миллиардеры, уважаемые в стране и за рубежом люди. Ежегодно принимают участие в Давосском форуме (Швейцария), позиционируют себя как цивилизованных бизнесменов.

Согласно Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО / IFRS) оборот компании в 2010 году составил $12,775 млрд. долларов США, а чистая прибыль компании за тот же 2010 год составила $3,09 млрд. долларов США.

В марте 2012 года Президент ОАО «ГМК «Норильский Никель» Андрей Клишас стал членом Совета Федерации РФ от Красноярского края. Ставленники компании трудятся на высших государственных должностях Красноярского края (с 2007 года Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район входит в состав края).

Но собственники, руководители, ставленники ОАО «ГМК «Норильский Никель» считая себя цивилизованными людьми, забывают, что цивилизованный бизнес предполагает выплаты компенсаций сторонам, пострадавшим от их деятельности.

И в России и в мире, в местах проживания коренных малочисленных народов, цивилизованные крупные промышленные компании реализуют программы поддержки коренного населения, создают целевые фонды, помогают местным коренным сообществам развивать их нехитрый бизнес. Совместно с коренными реализуют программы экологического характера и вообще стараются нанести минимальный вред окружающей природной среде.

А что ОАО «ГМК «Норильский Никель»?

На начало 2012 года нет ни одного соглашения, ни с одной Общиной коренных малочисленных народов Таймыра, нет ни одного действующего соглашения с общественными организациями коренных малочисленных народов Таймыра. Нет ни одной программы адресной поддержки коренных малочисленных народов Таймыра.

Но ведь помощь оказывается! Могут возразить руководители ОАО «ГМК «Норильский Никель». Да, оказывается, но кому?

Сегодня компания строит ледовый дворец в г. Дудинке, но в Дудинке коренных малочисленных народов практически нет. Их численность в городе на уровне статистической погрешности. Ещё компания помогла отремонтировать плавательный бассейн в городе Дудинке, а в 2005 году капитально реконструировала Фитнес-центр для горожан.

Что-то достается и коренным малочисленных народам в рамках так называемой «шефской помощи». К примеру, ежегодно на День оленевода компания предоставляет подарки оленеводам, самым дорогим из них, в прошлом году стал портативный дизель-генератор стоимость в 7-8 тысяч рублей ($250). А чаще всего дарят термокружки стоимостью в 100-150 рублей ($4), наборы блесен, термосы и другую мелочь. Два года назад компания дарила детям 3-5 лет в подарок железные коньячные фляжки ($4), наверно с намеком, чтобы быстрее становились алкоголиками.

В журнале «Мир коренных народов. Живая Арктика» за 2009 год была размещена отчетная статья Ассоциации коренных малочисленных народов Таймыра, в которой помощь компании ОАО «ГМК «Норильский Никель» оценивалась в пять миллионов рублей в год, это примерно 160 000 тысяч долларов США. Напомним, что чистая прибыль компании 2010 год составила $3,09 млрд. долларов США.

Компания оценивает многолетний ущерб коренным народам Таймыра 0,0054% от годовой прибыли. Много это или мало?

За годы деятельности Норильского комбината из-за экологии нганасаны и долганы, живущие в центральной части Таймыра (Усть-Авам, Волочанка) потеряли оленеводство. Потеряли образ жизни, уникальную оленеводческую культуру. Оленеводство – это основа языка северных кочевых народов. Сегодня в этих поселках процветает безработица, пьянство, суициды, преступность, социальное сиротство детей. Два года назад не стало оленеводства у хантайских эвенков.

Потерять оленей для коренного человека, всё равно, что японцу потерять лицо! Это жизненная трагедия не совместимая с жизнью Ненцы, энцы – оленеводы и рыбаки, живущие по берегам рек и речушек, в местах, где добывается газ с месторождений Мессояха, Пелятка, Южно-Соленинское, Ванкор уже не могут рыбачить, потому что рыбы в этих водоёмах практически нет! Вот цена успешной деятельности Норильского комбината, начиная с 1935 года до наших дней.

Процветающая деятельность ОАО «ГМК «Норильский Никель» – это трагедия коренных малочисленных народов Таймыра! Но говорить об этом вслух нельзя: «Норильск Никель» главный налогоплательщик и хозяин Таймыра.

Поэтому автор называет себя Вэдерта Лырмин: «Слушающий голос соплеменников»

Опубликовано в журнале «Мир коренных народов. Живая Арктика» № 28 стр.105-108 (2012 г.)

Leave a Reply

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.