На будущий год Центру исполняется 20 лет, у нас богатая история, мы начинали как учебный центр, а потом наши функции расширились и теперь мы занимаемся разными вопросами, в первую очередь связанными с защитой коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Это и информационная, и образовательная, и правовая поддержка. Поэтому мы, конечно, вынуждены держать организацию в Москве, потому что здесь принимаются все решения. Это еще и огромная работа, стажировки, семинары по подготовке кадров.
То, что произошло, случилось не вчера и не позавчера, это давняя история, она длится с 2014 года, когда меня начали внимательно проверять и останавливать на выезде за рубеж. Так что мы прекрасно понимаем почему это происходит и с чем это связано. Правозащитная деятельность всегда была пристальным объектом внимания властей, а сейчас особенно.
Это связано с развитием Арктики, потому что это прежде всего огромные коммерческие проекты по эксплуатации природных ресурсов. Арктика — это экономические ресурсы России — нефть, газ, золото, уголь, платина, — все это составляет бюджет России. Конечно, зеленый свет дан корпорациям, которые там работают. Но Арктика это же не только нефть и газ, это прежде всего люди, коренные народы, которые там были первыми народами. А законодательство не регулирует отношения природопользования коренными народами. Поэтому возникает огромный конфликт интересов, ведь для нефтепроводов, газопроводов и другого недропользования нужны территории, для того чтобы копать, углублять, разрушать и строить.
Коренным народам для оленеводства, охоты, рыболовства тоже нужны огромные территории, это не один километр, а сотни и тысячи. И конечно в этом конфликте государство встает на сторону компаний. Мы считаем, что это неправильно. Государство должно прежде всего защитить людей и создать сбалансированную систему, чтобы экономика развивалась, но не в ущерб малочисленным народам. Там есть народы численностью менее тысячи или двух тысяч человек. Это серьезная проблема. Ведь мы тоже имеем право на свое культурное наследие.
Но при этом, у нас есть огромная миссия, мы защищаем природу и природные богатства — это и культурное наследие России. Нам важно, чтобы об этом знали все, знало гражданское общество. Потому что это не только конфликт государственных компаний и коренных народов, это и вопрос экологии.
Кроме того, нападки на Центр связаны с моей международной деятельностью. Я являюсь членом экспертного совета по правам коренных народов в ООН. У нашей организации есть аккредитации при всех агентствах ООН. И, конечно, кому-то это не нравится. На меня лично и на Центр неоднократно оказывали давление. Все началось с изъятия у меня паспорта в 2014 году, после этого были обыски, изъятие компьютеров, штрафы, объявление нас иностранными агентами, — все это происходило поступательно. И вот, видимо, поставлена жирная точка.
Что будет дальше — посмотрим. Решение было только вчера, мы будем оспаривать его в положенные 30 дней. Так что это еще будет продолжаться несколько месяцев.
https://theins.ru/news/186430?fbclid=IwAR3-2239RP7T0aCFTzvGq4fekRhA3PFdLZaeyGLPoIA70dHU3mhbGiLiB0U