Архив iR. РосприродНЕнадзор. Часть 1: чёрные реки Кузбасса.

Тяжелое длящееся загрязнение реки Ольжерас — пример неэффективности надзорных органов в Кемеровской области. 

Несмотря на миллионные штрафы и рапорты угольных предприятий о введении очистных сооружений вода в реке Ольжерас (приток реки Уса в Междуреченском районе Кемеровской области) остается черного цвета из-за загрязнений, связанных с деятельностью угольных предприятий. Между тем, оба крупнейших загрязнителя Ольжераса компании «Мечел» и «Евраз» имеют ESG-стратегии, которые предусматривают охрану окружающей среды и открытые взаимоотношения с коренными жителями. Пока деятельность компаний больше похоже на гринвошинг (поведение, которое преследует целью выдать получение прибыли за реальную заботу об окружающей среде), закон о доступе к экологической информации не выполняется, а Росприроднадзор и администрация только пугают предприятия штрафами. «Белый снег» собрал в материале информацию о состоянии реки Ольжерас. Если вы располагаете дополнительными фактами загрязнения, будем признательны за присланные материалы.

ТО СЛУЧИЛОСЬ

Глава Росприроднадзора Светлана Радионова в апреле 2022 года обратила внимание на снятый местным жителем и представителем коренного малочисленного народа (шорцев) Алексеем Чиспияковым ролик. В ролике была показана река Ольжерас черного цвета. Как поясняет Чиспияков, такой цвет воды не связан с отдельным выбросом, причина в постоянном сбросе угольными предприятиями вдоль реки неочищенных сточных вод, а также открытом способе добычи угля.

На Ольжерас приехала проверка местного Росприроднадзора. В ходе обследования реки один из участников, местный житель Вячеслав Кречетов, обнаружил и запечатлел на видео новое место загрязнения: темная жижа стекала со стороны одного из горнодобывающих предприятий в реку. Однако, в результате проверки никаких действий надзорными органами предпринято не было.

По мнению Кречетова, задача Росприроднадзора следить за чистотой реки, искать и заставлять загрязнителей устранять источники загрязнения. На деле же, жители сами находят такие источники, проводят фото и видеофиксацию нарушений и их последствий, помогая тем самым чиновникам, а потом вынуждены следить за их работой. Пока такая схема плодов не приносит и Ольжерас чище не становится.

КОГДА ОЛЬЖЕРАС СТАЛ ГРЯЗНЫМ

Река Ольжерас — это приток реки Уса в бассейне р. Томь — главной водной артерии Кемеровской области. Длина реки составляет 36 км. Некогда таежная река, Ольжерас давно превращен угледобывающими предприятиями в угольную реку, где некогда чистая вода смешана с штыбом (штыб, шлам – отходы угольной промышленности, размер частиц угля в которых 0,1-6 мм). Берега Ольжераса богаты штыбовыми наносами, отмечают журналисты NK.TV

Угольные месторождения вдоль реки стали разрабатывать в начале 20 века. В то время промышленная добыча велась шахтным способом, что в краткосрочной перспективе и при тех объемах наносило относительно мало вреда окружающей среде. В СССР добыча постоянно нарастала, но Ольжерас все еще был относительно чистым. Критический момент наступил в 2000-х годах, когда во всем Кузбассе приоритетной стала добыча открытым способом – самым дешевым и, одновременно, самым грязным — в угольных разрезах. Согласие на это контролирующих органов и местных властей, доступ к новейшим техническим решениям и мощной современной карьерной технике позволили резко нарастить добычу… и загрязнение. Кроме того, увеличилась добыча и в шахтах, выросли объемы работ обогатительных фабрик, перерабатывающих уголь, и их спутников — пунктов углепогрузки в ЖД транспорт.  Выросли объемы бесконтрольных неочищенных стоков загрязненной угольным штыбом воды с таких фабрик и станций. В результате именно такого процесса  Ольжерас превратился в черную реку из-за мелкой угольной взвеси в воде и нефтепродуктов. Рыбы не стало, и коренные народы не могут вести там промысел.

КТО ЗАГРЯЗНЯЕТ ОЛЬЖЕРАС

Если посмотреть на спутниковые карты, то вдоль реки расположены несколько предприятий, а именно: шахты ″Распадская″ (82% акций принадлежит компании «Евраз»), ″Распадская — Коксовая″ («Евраз»), ″Томусинская″ («Мечел»), шахта им. В.И. Ленина («Мечел»), разрез ″Ольжерасский″.  

В 2017 году шахту «Распадская» оштрафовали и решением Кемеровского облсуда обязали построить очистные сооружения: шахта загрязняла Ольжерас стоками, содержащими ядовитый для человека марганец и взвеси. В 2019 году очистные заработали, 2021  запустили дополнительные очистные сооружения, но река Ольжерас, по свидетельствам местных жителей, чище не стала.  В Южно-Сибирском межрегиональном управлении Росприроднадзора взыскали почти 45 млн. рублей с ПАО «Распадская» за загрязнение реки Ольжерас. Работы по очистке водного объекта, выполненные ПАО «Распадская», не привели к восстановлению реки. Этот штраф до сих пор остается страшилкой для угольных предприятий и, одновременно, примером неэффективности штрафов, как мер по сохранению природы.

На совещании в администрации Междуреченска мэр города Владимир Чернов в июне 2019 года уточнил, что стоки попадают в Ольжерас с шахты им. Ленина (ниже по течению реки, чем «Распадская» и др.) и шахты Джаска (Новая). Представитель  шахты им.  Ленина со старейшими очистными заявил, что будут новые до 2025 года. Чернов отметил, что это поздно и после ввода в действие очистных «Распадской» будет требовать ускорения процесса от шахты Ленина. Однако, пока новые очистные на шахте не введены.

На 2023-2024 годы в рамках исполнения утвержденного плана природоохранных мероприятий и реализации ESG-активностей в ПАО «Южный Кузбасс» запланировано: проектирование системы автоматического контроля сбросов для очистных сооружений шахты им. В. И. Ленина и очистка от угольного шлама русла реки Ольжерас на участке 2 км. По данным компании, состоялся выпуск мальков в реки Уса и Томь. Хотелось бы понять, почему мальков не выпустили в Ольжерас? В отсутствие нормальной коммуникации между предприятием, прессой и жителями кажется, что выпуск мальков – это пример недобросовестного выполнения компанией обязательств. Между тем, ESG-практика компаний не совместима с загрязнением, которое наблюдается в Ольжерасе и таким взаимодействием с местными жителями.

ДОСТУП К ИНФОРМАЦИИ

Выяснить, кто загрязняет Ольжерас и в каком масштабе, невозможно без помощи контролирующих органов. На спутниковых картах нет официальных обозначений владельцев предприятий, также нет обозначений на огороженных территориях предприятий, которые представлены в видеосюжете «Белого снега». 

Доступный отчет о состоянии окружающей среды города Междуреченска до 2013 года содержал информацию объемах сточных вод, поступающих в Ольжерас. Но с 2014 года и по настоящее время такая информация перестала публиковаться. Раздела о загрязнении воды не стало. Можно только косвенно судить о загрязнении. Например, по данным, приведенным в ПАСПОРТЕ Муниципальной программы «Экология и природные ресурсы Междуреческого района на  2017-2020 годы» в реку Томь и реку Ольжерас сбрасывается загрязняющих веществ – 1,6 тыс. тонн. Еще один источник – научные публикации. Обследование реки проводилось по заказу разреза «Глуховский» (принадлежит ПАО «Распадская») в 2019 году (см. таблицу ниже). Результатов проверок Росприроднадзора в открытых источниках нет.

Ольжерас — далеко не единственная загрязненная угольными предприятиями река в Кузбассе. Крупные реки бассейна Томи, такие как Уса, Аба, Ускат, Бачат, Кондома и бесчисленное количество их притоков, загрязнены в результате хозяйственной деятельности многочисленных угольных предприятий. По свидетельствам местных жителей, наибольшее загрязнение рек углесодержащими взвесями происходит в весенний и дождливый период года, когда активно размываются отвалы, отложения штыба, а очистные сооружения либо переполены, либо работают неэффективно. 

Источник