Читайте нас без VPN – https://irnovosti.wordpress.com
Руководитель Агентства по развитию северных территорий и поддержке коренных малочисленных народов Красноярского края Антон Нарчуганов заявил, что к компании предъявили иск о возврате средств гранта, на которые был реализован проект.
КРАСНОЯРСК, 27 ноября. /ТАСС/. На севере Красноярского края закрылась первая в России ферма по одомашниванию овцебыков, а животных передали коренному населению. Об этом сообщил ТАСС руководитель Агентства по развитию северных территорий и поддержке коренных малочисленных народов Красноярского края Антон Нарчуганов.
“Первая в России ферма по одомашниванию овцебыков, которая была организована в поселке Волочанка на севере Красноярского края, закрылась. Всех животных фермеры передали местному населению”, – сказал Нарчуганов.
По данным Агентства по развитию северных территорий региона, создатели фермы “Стойбище Такер” переехали в другой регион и отказались от идеи по одомашниванию овцебыков. “Это не очень ответственное поведение со стороны тех, кто получил господдержку. Они получили грант на создание этностойбища. Сейчас решение этого вопроса перешло в судебную плоскость. Мы подали иск на возврат средств, полученных по гранту. Более того, судебное решение уже есть. Фермерам необходимо вернуть средства гранта”, – пояснил Нарчуганов.
В конце 2020 года община КМНС “Хаски-Тыал” создала первую в России ферму (“Стойбище Такер”) по одомашниваю овцебыков в поселке Волочанка на севере Красноярского края. Для создания фермы в Волочанку завезли 10 овцебыков. На этот проект был получен грант по краевой программе “Сохранение и развитие традиционного образа жизни и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов” в размере 28 млн рублей. Весной 2021 года фермерам удалось получить первую продукцию – пух овцебыков (гивиут), ценящийся на мировом рынке.
На Таймыре закрылась первая в России ферма по одомашниванию овцебыков
Первая в России ферма по одомашниванию овцебыков, находившаяся на севере Красноярского края, прекратила свое существование, об этом 27 ноября сообщает ТАСС со ссылкой на руководителя Агентства по развитию северных территорий и поддержке коренных малочисленных народов Красноярского края Антона Нарчуганова.
Причиной закрытия фермы «Стойбище Такер», по сообщению Нарчуганова, является отказ от идеи одомашнивания овцебыков основателя, чье имя не разглашается*, и переезд его в другой регион. Всех животных, содержавшихся на ферме, передали местному населению.
По мнению Нарчуганова, поведение фермера безответственное, ведь на развитие проекта по одомашниванию овцебыков были выделены государственные деньги. По этому делу уже есть решение суда, который постановил вернуть средства, полученные на строительство и развитие фермы.
Напомним, ферма «Стойбище Такер» была создана в конце 2020 года в Авамской тундре, когда туда завезли 10 телят овцебыка. Проект должен был реализовываться общиной «Хаски-Тыал», выигравшей тогда грант в рамках государственной программы Красноярского края «Сохранение и развитие традиционного образа жизни и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов».
Справка iR.

Организатором фермы овцебыков “Стойбище Такер” в селе Волочанка в 2020 году стал известный на Таймыре возмутитель спокойствия Денис Теребихин.
Волочанка – небольшой поселок в самом центре Таймырского полуострова в 400 км. на северо-восток от регионального центра – Дудинки. Расположен на левом берегу реки Хеты, недалеко от устья реки Волочанки. Связь с поселком осуществляется двумя способами: с декабря по апрель – по зимнику, и в течение всего года – вертолетом. Общая площадь территории поселения составляет 264, 8 га. В Волочанке проживает 422 человека, из них представителей коренных народов — 399 человек, в основном долганы и нганасаны.
Волочанка появилась как первое русское зимовье в конце XVII века, наряду с такими поселениями как Дудинка, Хатанга, Хантайка, расположена в центральной части Таймыра. Речной путь по Енисею, по району норильских гор, через волок по Пясине, затем волоком по реке Волочанке, Хете и Хатанге стал вторым, после Енисея, ареалом русского расселения. Наряду с ясачным зимовьем Пясидское (при слиянии рек Дудинка и Авам) появилось и Хетско-Пясидское зимовье при устье реки Волочанка на Хете. Этому способствовали богатейшие рыболовные угодья и рост цен на песцовые шкурки.
По версии долганского писателя Николая Анисимовича Попова слово «Волочанка» происходит от долганского слова «Тахынар». В книге «По пяти рекам Авама» (С. 6.) он пишет: «По-долгански «тахынар» – это «волок». А Тагинарка (речка) означает уменьшительное слово «волочок». От этого названия и произошло «Волочанка».
В марте 1931 года решением Востоксибкрайисполкома образован наряду с Дудинским, Хатангским и Усть-Енисейским районами и Авамский район с центром в селе Волосянка. «Волосянка» – второе историческое название поселка. От даты образования Авамского района ведет свое официальное летоисчисление Волочанка.
Географ Денис Теребихин появился в Волочанке в 2014 году, женившись на одной из местных жительниц. В поселке он стал работать директором местной школы и в 2017 году стал известен всей стране благодаря посту норильского фотографа Андрея Кийко, который разместив фотографию в Facebook 11-летней школьницы их Волочанки Жанны, подписал ее: «Жанна Серюк, 5 класс. Долганка. Учитель английского и математики, мы ждем Вас. Мы хорошие дети, мы тоже живем в России и хотим хорошее образование. Приезжайте! Директор школы сказал, что зарплата хорошая). Репост необходим! Найдем учителя вместе!»



История стала широко известной по стране после сюжета на НТВ и многие учителя из разных регионов откликнулись на этот призыв, прислав свои резюме для работы в одном из самых северных сел российской Арктики. Благодаря трогательной подписи учитель английского языка нашелся быстро – в Волочанку приехала семейная учительская пара из Хакасии.
Деятельность Теребихина на этом не остановилась и он стал инициатором множества других проектов в Волочанке. Вместе с женой Денис организовал в поселке общину коренных, малочисленных народов Севера «Хаски-Тыал», а в 2015 году получил грант компании Норильский никель на организацию школы каюров для местных школьников.
Вот как описывал этот проект сам Денис Теребихин: “В Волочанке мы открыли школу каюров. Завели ездовых собак, содержим нарты, вольеры. Обучаем подростков традиционному виду спорта. Хотели, чтобы все дети посёлка имели такую возможность, но содержать собак тоже непросто, поэтому у нас пока одна упряжка на весь посёлок. Пробуем делать своими руками чумы: в авамской тундре кроме наших нет ни одного. Не производится выделка шкур оленей… Когда-то, лет 50 назад, авамская тундра была самым развитым местом на планете в плане оленеводства. Были самые большие стада, огромные пастбища. Они были полностью уничтожены во времена перестройки, сейчас здесь нет ни одного домашнего оленя. Нынешние дети, чьи деды и прадеды несколько сотен лет занимались только разведением оленя, никогда его не видели. Это печально, ведь вслед за оленем ушли традиции, пропал кочевой образ жизни, исчезает язык… Мы не претендуем на то, чтобы восстановить всё в точности так, как это было столетия назад: это долгая история. Да это и не нужно. Мы хотим воссоздать хотя бы часть прежнего образа жизни, чтобы показать детям”




Школа каюров стала платформой для новой инициативы Теребихина. Выяснив, что в студенческие годы министр обороны РФ Сергей Шойгу в составе стройотряда участвовал в строительстве той самой Волочанской школы, в которой директорствовал сам Денис, он написал ему письмо в котором: “попросил его помочь с памятником для героев – местных жителей, принимавших участие в боевых действиях, помочь с военно-патриотическим воспитанием школьников.”
Шойгу сначала помог с памятником, а затем лично дал приказ открыть в Волочанской школе отряд “Юнармии” (Всероссийское детско-юношеское военно-патриотическое общественное движение, созданное в 2016 году по инициативе министра обороны РФ Сергея Шойгу. Занимается “патриотическим” и военным воспитанием молодежи. 21 июля 2022 года, движение было включено в санкционный список ЕС). Денис Теребихин описывает события так: “Три раза за лето к нам прилетали офицеры генерального штаба, общались с детьми, готовились к посвящению. Недавно школьники Волочанки вступили в «Юнармию» и стали единственным ее подразделением на собаках, которое было названо «Отряд боевых каюров Таймыра».
При помощи Минобороны России северные юнармейцы были обеспечены формой и снаряжением. Для организации занятий по строевой и начальной военной подготовке учебный класс юнармейского движения был обеспечен макетами современного вооружения. Однако реализуя очередной проект Денис, как и много раз до этого, все равно пытался найти для него дополнительные финансовые ресурсы: “Арктику защищаем мы. Походный марш. Отряд Юнармии Волочанки появился одним из первых на Таймыре и долгое время был самым северным. У нас в школе нет никого, кто служил в армии, поэтому строевая подготовка для нас всегда была вопросом особой сложности. Мы все больше работали в игровой форме по типу “Зарница”. Дети любят игры, соревнования, квесты… Нам с детьми очень хотелось иметь Лазартаг, чтобы дети могли достойно проводить время играть и развиваться… Друзья, давайте, пожалуйста, все вместе, кто сколько может, соберём на игровое оборудование Лазартаг для детей Волочанки…”





Значительных средств на проект создания “Юнармии” в Волочанке видимо собрать не удалось, поэтому в 2019 году Денис Теребихин пустился в новую авантюру. После ряда переговоров с правительством Красноярского края, а также после того как он смог получить поддержку своего проекта у некоторых известных публичных фигур, например у известного советского хоккеиста Вячеслава Фетисова, Денис добился выделения нескольких десятков миллионов рублей на реализацию проекта “Парк арктических овцебыков” в Волочанке в рамках региональной программы Красноярского края «Сохранение и развитие традиционного образа жизни и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов».
Проектом планировалось построить загон площадью 200 га. с элетропастухом по периметру, камерами наблюдения и смотровыми площадками в центре загона и у центральных ворот. На территории загона должен быть установлен навес для животных общей площадью 150 кв. метров. Кроме того на территории фермы должно было быть построено здание для размещения персонала, баня, дровник, склад для хранения угля, цех по переработке шерсти и выделки шкур, рефрежиратор, гостиница.

Вот как обосновывал необходимость выделения финансирования на проект фермы овцебыков Денис Теребихин в октябре 2019 года обращаясь у губернатору Красноярского края Александру Уссу: “Александр Викторович! Мы очень хотим быть полезными. Своему поселку, Таймыру, краю, своей стране. Мы еще молодые. Мы многое можем. Мы многое умеем… Эта ферма может решить массу вопросов. В том числе и с трудоустройством, с научными исследованиями, с производством уникальной продукции из шерсти овцебыка. Мы очень просим Вас поддержать данный проект. Обратить на него персональное внимание, для того, чтобы он получил продвижение”.
Получив финансирование из бюджета Красноярского края и начав строительство фермы в августе 2020 года, Денис Теребихин сумел организовать экспедицию по вывозу 10 молодых овцебыков с территории Ямало-Ненецкого автономного округа в Волочанку в ноябре этого же года, для чего губернатору Уссу пришлось лично обращаться к руководству Ямала с просьбой о содействии.
Учитывая старт председательства России в Арктическом Совете проект фермы овцебыков на Таймыре получил большое медиа-внимание в российских региональных и федеральных СМИ. Например об успехах на ферме регулярно писал ТАСС в рамках своего проекта Arctic Today, который осуществляет пиар-сопровождение российского председательства в АС. О проекте арктической фермы писали и десятки других медиа по всей стране.












Зимой 2022 года Денис Теребихин сообщил на своей странице в сети Facebook о том, что его общине удалось получить отдельные партии гивиута – подшерстка овцебыка, который вырастает зимой для усиления защиты от морозов и сбрасывается летом. Гивиут после очистки может быть использован в пряже для получения элитной, легкой и теплой шерстяной ткани.
Теребихин попытался организовать рекламу этого продукта, а также его продажи через интернет. Посты о возможности продажи гивиута продолжались на странице Дениса Теребихина вплоть до сентября 2022 года, после чего он резко перестал публиковать любую информацию о развитии проекта, а из его публикаций можно было сделать вывод о том, что он перебрался с семьей в Ростовскую область.
В эти выходные редакция iR попыталась получить у Дениса Теребихина комментарий о том, что же случилось с проектом и как он планирует далее его развитие. Ответ его был краток – овцебыки были “выпущены на свободу, стойбище подарено местным жителям”. Получить дополнительные комментарий не удалось, т.к. Денис Теребихин заблокировал редактора iR в сети Facebook.

Очевидно Денис Теребихин, как человек легкий на подъем, решил начать реализацию очередного проекта, но уже не на территории Таймыра. Вот так он говорил о себе в августе 2020 года, начиная строительство фермы овцебыков: “Я легко переключаюсь. Люди терпят, чего-то ждут. А я беру и переключаюсь. Обнулил – и все начал заново.”
Фото: соцсети, а также публикации, указанные в гиперссылках данной статьи в качестве источников
Редактор “России коренных народов”, Дмитрий Бережков