Искажают их наследие и танцоры, и предприниматели.
Неверный оттенок или хаотичный набор символов в орнаменте, — не только мода не прощает такие ошибки. Мелочи оказываются важны, когда речь идет о сохранении культуры, которая скоро может стать умершей. Саами Мурманской области проводят акцию против неаккуратного использования элементов их культурного наследия. И рассказали «КП», ради чего проходит большая работа.
Еще со школьных уроков труда я запомнила рассказы об одежде саами и особенностях их народного костюма. Учитель, конечно, рассказывала об этом широкими мазками: красный, белый, синий и желтый,- основные цвета, каждый символ, хоть солнце, хоть чум — несет свой смысл и должен использоваться осторожно.
Уже потом, во время путешествий по Швеции, я узнала интересные подробности. Например, местные журналисты в криминальных новостях стараются не показывать саами в их национальных костюмах. Потому как был случай, когда оператор заснял всего лишь фигуру человека, обвиняемого в убийстве — не показав лица — но зрители легко узнали, кто это. По одежде вычислили, из какой он деревни и из какой семьи.
Так что саамский костюм и остальные элементы культуры, сложны и интересны. Правда, в целях коммерции часто упрощаются или используются в общих чертах. Не всех представителей коренного малочисленного народа Кольского полуострова это устраивает. Саами становится все меньше, многие молодые люди уже не могут говорит на родном диалекте и не носят традиционную одежду. А туристы, приезжающие в Мурманскую область, часто думают, что синий «кафтан» с мехом и бисером — это и есть этника.
— Мы хотим защитить саамскую культуру и традиции от подделок, насмешек и фейков. Поэтому отслеживаем случаи неправильного ее употребления, размещаем в Интернете, связываемся с теми, кто это создал, — рассказал общественный активист и представитель акции Андрей Данилов. В соцсетях такие сообщения появляются с хэштегами #осторожнофуфло #bewareoffake #осторожноподделка.
Дотанцевались
Началом акции можно считать выступление ансамбля «Радость», что существует при ДК им. С.М. Кирова, на праздновании 75-летия Мурманской области в 2013 году. Тогда его участники вышли на сцену в саамских костюмах, в которых разглядели неточности. Шапки то ли калмыцкие, то ли бурятские, штаны словно шаровары узбеков, горловое пение тоже «не наша песня», а почти брейкданс в конце… Тогда саами даже вспомнили про статью Уголовного кодекса 148 «Оскорбление религиозных убеждений и чувств граждан».
— Я просил возбудить дело по вступившей в то время в силу поправке об оскорблении чувств верующих, но ответ прокуратуры был — отказать, так как действие было до вступления поправки в силу. Ответ министра культуры Мурманской области был, что никаких нарушений нет. До сих пор ансамбль «Радость» выступает с этим номером, — рассказывает Андрей Данилов.
Похожая ситуация была с конкурсом красоты «Мисс России». Один из его этапов — выход участниц в национальных костюмах. Мурманчанки из года в год выступают в нарядах саами. В 2015 году Анастасия Попова вышла перед судьями в странном облачении: розовый с мехом костюм, красные гольфы. И наряд оказался провальным с точки зрения подлинности:
розовый цвет саами не носили, как и платья выше колен, гольфы — это уже вульгарно, а узор — из Сибири.
Представители девушки тогда заступились за нее, мол, это стилизация, когда берутся лишь штрихи культуры, а полного соответствия не надо. Наряд был взят у имидж-студии и сделан для сцены. Впрочем, такой ответ саами не устроил — сцена не сцена, но разве можно вводить людей в заблуждение? Это же не салат оливье, который на самом деле состоит из мяса куропаток и раковых шеек, а готовим мы его с колбасой.
Среди других фальшивок, что наши заполярные саами, можно вспомнить запись на сайте letopisi.org про саамский костюм. Нет, не розовый, а вполне традиционный в понимании многих. Однако и у него есть проблемы с орнаментом и вышивкой.
Первые итоги
К ответу за свои действия призывают и различные организации, которые работают в сфере туризма. Например, саамские деревни и культурные комплексы. Сувениры в продаже: амулеты, броши, кулоны и другие, — часто сделаны по фантазии мастеров, которые не знают фольклор саами. Многие объекты для фотографий, например, деревянные истуканы, удивляют саами — откуда же вы их взяли?
— Единственный, кто извинился и пошел на контакт, это кафе «Юность», — уточняют организаторы акции.
Соль этой ситуации в…. прянике, который продавали под названием «Саамка». Саамских женщин никто так не называет — это неуважение. Да и опять же орнамент из глазури на сладости вызвал вопросы. И возмущение было услышано — теперь пряник называется «Северянка».
Кому-то акции может показаться ненужной или несостоятельной. Мол, это как бесконечно поправлять всех вокруг, что правильно говорить «тОрты», а не «тортЫ» и называть это борьбой за чистоту языка. Впрочем, у саами свое мнение. Их язык находится в группе вымирающих, Всероссийская перепись населения 2010 года показала, что в Мурманской области живет всего 1599 представителей этого коренного малочисленного народа. Новая перепись может неприятно удивить числом гораздо меньше. Сможет ли кто-нибудь через столетие рассказать, что такое саамская культура без ошибок?
Источник: Комсомольская правда
