Как проходит осенняя путина у коренных народов Хабаровского края?

Малочисленные народы в Комсомольском районе уже 3 недели ждут улова лосося. Для жителей сёл вдоль Амура это основной вид промысла. Обычно к середине сентября удавалось заготовить внушительную часть зимних запасов, но в этом году лодки приходят пустыми. Почему так и когда появится рыба, выяснили корреспонденты «Вести. Хабаровск».

Так в национальном селе Верхняя Эконь встречают гостей. Это обряд очищения. Ну и пожалуй, с пожеланием добра, чтобы на рыбалке…

« – Пусть будет дом ваш полная чаша, для любого, кто приедет к нам, наша чуткость и внимание наше – долгожданным дорогим гостям!».

Это традиционное блюдо из запеченной лепёшечки и рыбы. Лосось здесь – такая же часть национальной культуры, как старинный орнамент, а Амур – кормилец всех коренных народов – виден из каждого окна. Благословенное, как говорят жители, самой природой место предки нашли ещё столетия назад.

« – И мы живём здесь – если идёт в Комсомольске дождь, у нас нет ничего. Если ветер, шторм, снегопад, вьюга – нас иногда обходит стороной».

Национальной общине выделен свой промысловый участок. Анатолий и Виктор рыбачат для коренных жителей не первый год. На Амуре с детства. Было бы что ловить.

Анатолий, рыбак национальной общины: «Разговариваем – рыбы нет. Смысла выезжать нет».

Традиционный лов открылся в конце августа, но на реке молодые люди в первый раз. Начало сезона выдалось богатым на шторма.

« – Ну и погодные условия не позволяли. Ветра сильные были. Сейчас вот немного дунул – всё, шторм начался».

Как рассказывают рыбаки, уловы уже не те: рыба становится мельче.

Виктор, рыбак национальной общины: «Скорее всего, то, что сетки большие раньше были, да? Большая рыба ловилась, а мелкая проходила. То есть, генофонд мельчает и мельчает».

Пока идём сплавом, подходит лодка соседей. Они тоже рыбачат на нужды общины, и тоже со своим мнением на сложившуюся обстановку.

Максим, рыбак национальной общины: « – Как улов? Поймали что-то в этом сезоне? – Нет. – Вообще нисколько? – Нисколько. – А давно на реке? С какого числа? – С 4 сентября. – А как думаете, почему? – Заездки в низовьях Амура. В этом вся причина. Промышленники вылавливают. А сюда вверх ничего не доходит».

Время выбирать сеть, поблизости – лодка рыбоохраны. Есть примета, что в присутствии инспектора и кеты попадается больше, и запрещённый к лову осетр, которого придется отпустить. Но сегодня сеть приходит пустой.

Анатолий, рыбак национальной общины: «Несмотря даже, что рыбоохрана рядом, ничего мы не поймали. Может быть, ещё что-то и дойдёт до нас».

На таборе на берегу уже обсуждают сегодняшнюю рыбалку.

« – Те общины, которым положена нормовая выловка рыбы, они её не видят, получается. А на сегодняшний день даже тех квот, которые нам дают, мы не можем их выполнить. Работа ради работы, и всё».

В этом году норма к вылову в национальных общинах составляет 100 кг на человека, включая детей. В прошлом году её действительно не удалось выполнить: лодки возвращались практически пустыми. Но надежды рыбаки не теряют.

Ирина Бельды, председатель Комсомольского отделения ассоциации коренных малочисленных народов Севера Хабаровского края: «Ягодный, Нижняя Тамбовка начинают потихоньку ловить, лучше, чем в прошлом году. Есть затонь. Тот год был очень напряжённый, рыбы не было вообще, в Комсомольском районе практически. Очень были маленькие подходы, это было связано – как говорилось – тёплая вода».

Наука оптимизм разделяет с осторожностью: в этом году прогноз вылова по осенней кете самый маленький за последние 15 лет – чуть меньше 7 тысяч тонн. Комиссия по регулированию добычи лососей приняла жесткие меры – это ограничение и габаритов орудий лова, и районов промысла.

Денис Коцюк, директор Хабаровского филиала Всероссийского НИИ рыбного хозяйства и океанографии: «Закрытие промышленного рыболовства выше села Тыр, закрытие промышленного рыболовства в Амурском лимане – то есть, меры симметричные, всё потому, что мы не ждём большого количества рыбы. И большого количества рыбы, удовлетворяющего потребности, не будет в верхнем течении Амура, а предметно – в Комсомольском, Амурском, Нанайском и Хабаровском районах».

Рыба в этом году действительно запаздывает – минимум на 5-7 дней. Но предпринятые меры дают о себе знать: кета зашла в Амгунь, наблюдаются первые подходы к рыбоводным заводам. На неделю раньше в этом году будет закрыт традиционный и любительский лов на нижнем Амуре, а выше по течению, если подходы рыбы будут небольшими, временные границы, наоборот, отодвинуты вперёд.

Источник