Информационно-аналитический портал о Дальнем Востоке и дальневосточниках FarEasternization.ru, продолжая беседу с председателем Родовой общины «Нёут» Екатериной Шмониной о проблемах жителей села Тугур, предлагает вспомнить нашу публикацию «Кому нужны северные, труднодоступные поселки?» и рассказать:
- что Правительство Хабаровского края осуществило из того, что было обещано в 2019 году в отношении Тугура и его жителей и
- кто и почему не даёт местному коренному населению заниматься традиционными видами жизнедеятельности.
Екатерина Константиновна, в части 1 нашего интервью читатели узнали о том, как Тугур пытается выжить в условиях пандемии. Давайте заодно узнаем, исполнились ли обещания Министерства экономического развития края, о которых FarEasternization.ru писал (ЗДЕСЬ).
С 2019 года в Хабаровском крае произошли довольно значительные перемены. Они повлияли на ситуацию в Тугуре?
Екатерина Шмонина:
— Да, перемены есть: 24 сентября (2021 года – FE) уже официально стал губернатором Михаил Дегтярёв, он сформировал команду, с которой нам, жителям края, еще предстоит взаимодействовать. Однако новые люди во власти – еще не значит, что планы и обещания прежних чиновников автоматически выбрасываются в мусорную корзину. Ведь от перемен проблемы людей не исчезают.
Давайте сравним то, о чем пишет заместитель председателя Правительства, министр экономического развития края В. Д. Калашников (письмо № 03.1-14-2656 от 28.05.2019) в 2019 году, с тем, что есть сегодня – в сентябре 2021 года:
2019 год: «В перспективе развития с. Тугур запланировано строительство комплекса социальных учреждений (детский сад, общеобразовательная школа)»
2021 год: Ничего не произошло. Детсад и школа в Тугуре всё ещё в планах.
2019 год: «В перечень краевых адресных инвестиционных проектов включено строительство врачебной амбулатории на 50 посещений в смену в с. Тугур. Строительство и сдача в эксплуатацию объекта планируется в 2020 – 2021 гг., предполагаемая стоимость строительства объекта – 82,1 млн. рублей».
2021 год: Год заканчивается, амбулатория продолжает ютиться в жалкой комнатке сельской администрации. А предполагаемая стоимость строительства, наверняка, уже взлетела ввысь.
2019 год: «В целях повышения качества оказания почтовых услуг населению района в 2020 – 2021 гг. ФГУП «Почта России» запланировано строительство модульного здания почтового отделения связи с. Тугур».
2021 год: Тугурчане так и не дождались обещанного «модульного здания почтового отделения», а в стране уже говорят о расширении функций почты.
Как видите, обещания и планы Правительства края не реализованы, а проблемы растут подобно снежному кому, и прямо пропорционально этому растут обиды и недовольство жителей Тугура и Удское (соседнее село).
Проблемы Тугура растут, что более всего заботит жителей села сегодня? Ведь Путина-2021 еще не завершилась?
Екатерина Шмонина:
— Тугур – это Охотское море, север края, где коренные жители издавна занимаются лесным оленеводством, рыболовством, охотой, собирательством. Правильнее сказать – занимались, потому что сейчас все мы оказались перед преградами и барьерами. Они не позволяют тугурчанам пользоваться льготами, по закону положенными коренным малочисленным народам Севера. Без них традиционные виды деятельности подчас невозможны, значит и местным жителям невозможно выжить.
Сейчас в разгаре путина, а тугурчане из числа коренных малочисленных народов не могут осуществлять традиционный отлов нормовой кеты из-за трудностей в получении лицензий, из-за невозможности пользоваться лодками с моторами. Между тем действующая в Тугуре «ООО Фактория Лумукан» беспрепятственно занимается промышленным выловом рыбы. Её генеральный директор имеет поддержку рыбинспектора, а для охраны рыбзавода привлекает сотрудников УФСИНа или ЧОПа – это никому неизвестно, т.к. нам никто не показывает документы, все они работают в масках и имеют оружие.
Эта так называемая охрана совершает рейды по реке Тугур, устраивает досмотры лодок, задерживает местных жителей, приводит в негодность их рыболовные принадлежности, режет сети, требует предъявить лицензии.
Жители стали серьезно опасаться за свою жизнь, поэтому боятся рыбачить даже с лицензиями на любительский вылов кеты и горбуши. Особенно страшным было четвертое августа 2021, когда группа этих вооружённых людей, без оперативного сотрудника, совершила нападение и задержала гражданских лиц на берегу реки. При сопротивлении одному тугурчанину выкрутили руки да так, что пришлось его отправить санитарным рейсом в Хабаровск.
В этом году в селе Удском работала группа вооружённых людей вместе с представителем рыбоохраны. Они тоже пресекали выезд на рыбалку местных жителей, изымали и сжигали рыболовные снасти без разбору и установления личности хозяев. В этом году, с июля-августа, в Удском уровень воды поднимался, поэтому о рыбалке не могло и быть речи из-за угрозы жизни – тащило палки, деревья. Тем более, что река ежегодно забирает жизни коренного населения. А тут еще пришлые наводят свои порядки и законы.
Как решается эта вопиющая ситуация, почему она, как Вы сказали, повторяется регулярно из года в год? Что делают Правительство края, глава местной администрации?
Екатерина Шмонина:
— Кстати сказать, люди ограничены в передвижениях по реке только в летнее время, когда в селе хозяйничают рыбопромысловики. Остальное время все – власти, рыбопромышленники – забывают о Тугуре, и мы можем беспрепятственно совершать свои походы и поездки. Местные коренные жители абсолютно не видят реальной помощи от правительства края, не чувствуют себя защищенными от пришлых. Население Тугура и Удского не успели сделать запасы, остаются голодными и злыми перед длинной, голодной зимой. Ведь бывает, что из-за дорог, непогоды мы не можем завезти продукты основного питания (мука, сахар, крупы) – тогда выручают припасы. А их нет.
Можно понять и то, что необходима борьба с браконьерством, и то, что лосося становится всё меньше, и паводок каждый год. Но надо учитывать специфику и сложности местного населения.
Что же получается сейчас? – Промышленный лов для «ООО Фактория Лумукан» разрешен (да и разрешен ли? – ведь рядом Шантарские острова), а местные коренные жители должны погибать от голода? Вот почему люди потеряли веру в органы власти. Никому мы не нужны, наши возмущения и призывы о помощи никто не слышит. Это можно судить по отпискам от чиновников района и края, регулярно приходящим в ответ на наши обращения.
Тугур настолько труднодоступен, что чиновники краевого правительства здесь никогда не бывают. А где нет контроля, там властью пользуются местные «князьки», там и закон работает по-особому – для отдельных лиц. Я уже рассказывала об отказе вакцинировать население 60+ (ЗДЕСЬ). И примеров можно привести много.
Тугурчане, в основном, безработные: по прописке в селе проживает 380 человек, а трудоустроено около 70. Из предприятий работает:
- школа,
- отделение связи,
- филиал районного отдела культуры,
- коммунальное хозяйство,
- фельдшерско-акушерский пункт (та самая комнатка в здании сельской администрации).
В селе сезонно работают:
- рыбопромысловая кампания «ООО Фактория Лумукан»,
- община из района имени Полины Осипенко,
- рыбозавод «ООО Тугур-рыба».
Как же главе администрации села Тугур А. Н. Самсоновой ратовать за местное население, если «своя рубашка ближе к телу»: в «Тугур-рыбе» работают члены её семьи, она поддерживает близкие отношения с генеральным директором «ООО Фактория Лумукан», по ей известным причинам на территории нашего Тугуро-Чумиканского района действует община из другого района, а тугурской родовой общине «Нёут» не дают работать и кормить более 50 семей.
Эта ситуация длится годы, что сказывается на местном населении. Люди не видят выхода, но и не пытаются сбросить с себя пассивность. Уж очень они запуганы и вооруженными группами, и местными «князьками». Самое страшное в том, что наши дети видят, как безнаказанно унижают и оскорбляют их родителей. Боязно, что в дальнейшем и наши дети вырастут безропотными, бессловесными, вечно униженными людьми.
На этом материале FarEasternization.ru не заканчивает тему Тугура и проблем тугурчан, потому что общественность, в отличие от Правительства Хабаровского края, администрации Тугуро-Чумиканского района и администрации села Тугур, продолжит попытки сдвинуть ситуацию с мёртвой точки, а мы просим Екатерину Константиновну Шмонину держать нас в курсе проблем тугурчан.
А далее — будем говорить о чиновниках – какие у них любимые приёмы работы с людьми, чьими слугами они, по идее, являются.