Как на северных территориях развивают пуховый промысел — Российская газета

Запрет на сбор птичьего пуха, введенный на территории природного заказника “Вайгач” в Ненецком округе, вызвал волну споров о судьбе редкого промысла. На этом острове гнездится гага обыкновенная – арктическая утка, занесенная в Красную книгу НАО. Ее пух ценится в качестве идеального наполнителя для одеял и зимней верхней одежды. Члены ненецкой общины острова Вайгач считают, что запрет нарушает их право на традиционную хозяйственную деятельность. Однако сбор пуха не входит в официальный перечень занятий коренных малочисленных народов РФ. Вместе с тем к ценному ресурсу проявляет интерес российский и зарубежный бизнес. Отдельной стороной выступают экологи, ратующие за сохранение популяции гаги.

Ситуацию обострило уголовное дело, возбужденное в отношении сборщиков пуха на Вайгаче – за нарушение режима особо охраняемой природной территории в период гнездования птиц. Это было еще до введения полного запрета. Как сообщало МВД РФ, у задержанных изъяли 130 килограммов гагачьего пуха. Поскольку на мировом рынке цена обработанного сырья доходит до полутора тысяч евро за килограмм, ущерб оценили в миллионы рублей. Однако дело вскоре закрыли в связи с отсутствием состава преступления.

Запрет на сбор птичьих пуха и яиц в региональном заказнике власти округа ввели прошлым летом. Как пояснили в администрации НАО, поводом стали результаты госмониторинга и научных исследований, которые показали 40-процентное снижение численности арктических уток на острове Вайгач. Специалисты считают, что к этому могли привести нарушения при сборе пуха, которым гага утепляет гнезда: его нельзя забирать до того, как выводок их покинет, иначе птицы уже не вернутся.

На юге острова, где запрет не действует, популяция гаги практически истреблена, сообщил руководитель департамента природных ресурсов, экологии и АПК Ненецкого округа Альберт Чабдаров.

В поселке Варнек на острове Вайгач зарегистрировано 109 человек, а постоянно проживают 46. Здесь работает крепкое оленеводческое хозяйство со стадом в 1700 голов. Местное население также промышляет охотой на дичь и рыбалкой. В общине, которая несколько лет назад занялась сбором пуха, состоят всего двое местных жителей. После введения запрета представители организаций, защищающих права коренных малочисленных народов (КМН), оценили ситуацию на месте.Во всем мире процедура сбора гагачьего пуха находится под контролем государства и проводится на основе рекомендаций ученых

– Говорить о нарушении прав жителей Вайгача не приходится, – считает президент Ассоциации ненецкого народа “Ясавэй” Юрий Хатанзейский. – Сбор пуха не включен в перечень видов традиционной хозяйственной деятельности КМН, утвержденный правительством РФ в 2009 году. Он не был заявлен и обоснован в этом качестве. Надо также отметить, что сегодня заготовка пуха никак не регламентирована. Я предлагал жителям Вайгача: если вы хотите его собирать, это можно организовать не в рамках традиционной деятельности, а в порядке предпринимательства. Тогда надо будет разработать нормативно-правовую базу и правила сбора. Ведь сами местные жители замечают, что там, где раньше повсюду гнездились птицы, сегодня их уже нет. Значит, пух заготавливали с нарушениями.

Однако, по словам Юрия Хатанзейского, желание заниматься этим промыслом высказал только руководитель общины. Большинство жителей Вайгача не проявили заинтересованности в “пуховом” бизнесе. К аналогичным выводам пришли и в Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ.

Как на северных территориях развивают пуховый промысел — Российская газета

Leave a Reply

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.