
Что значит « прямой ущерб»? Это простой подсчёт потерянного дохода за нереализованную продукцию одного года – по словам самих членов экспертной комиссии . Но на какой срок? Пока речь идет об одном годе.
Объем компенсации 174 млн рублей.
Компенсацию получат 699 человек. Это представители родовых общин и физические лица, занимающиеся рыбной ловлей в районе озера Пясино и реки Пясины.
То есть – это кормильцы семей.
Сколько каждый получит на руки? Где-то около двухсот пятидесяти тысяч рублей на год. Что это такое? Это пособие примерно в 20 тысяч рублей в месяц для кормильцев семей, у которых не будет дохода от продажи рыбы, и которые не смогут ловить рыбу для пропитания своих семей.
Как они проживут этот год и как будут жить дальше и что будут есть те 18 лет, которые, по мнению руководителя Росрыболовства, необходимы для восстановления рыбных запасов. А если рыбы долго не будет, то пострадавшим нужно будет получать специальности, искать работу, менять место жительства, переезжать, покупать жилплощадь …
Говорят, что «кроме выплат предусмотрены и другие меры поддержки: развитие культуры, зарыбление водоемов и рекультивация земель, создание новых рабочих мест и серии новых производств». «В течение пяти лет компания будет реализовывать программу поддержки КМНС объемом два миллиарда рублей».
Зачем тут всё смешали в одну кучу? Зачем в одной строке за культурой и созданием рабочих мест через запятую следует «зарыбление водоемов и рекультивация земель»?
На них и уйдут обещанные два миллиарда, а может и больше. И немножко на праздники и гранты для отдельных народных умельцев.
Приходится заключить, что адекватного механизма этнологической экспертизы пока нет, несмотря на то, что в состав экспертной комиссии вошли ученые и эксперты РЭА имени Плеханова и МГУ имени Ломоносова (Москва), Лаборатории арктического биомониторинга САФУ (Архангельск), отдела этносоциальных и этноэкономических исследований геосистем Академии наук Республики Саха (Якутск), Института этнологии и антропологии имени Миклухо-Маклая РАН, Федерального агентства по делам национальностей и других организаций.
И следует вспомнить, что Росрыболовство оценило ущерб, нанесенный водным биоресурсам в результате аварии на ТЭЦ в Норильске, в 3,5 млрд рублей https://www.kommersant.ru/doc/4508805, а Росприроднадзор в 147.05 млрд. руб. – за водные биологические ресурсы и менее 0,74 млрд. руб. отнесены к вреду почвенным ресурсам. Оценка базируется на том, что в реки Далдыкан, Амбарная и озеро Пясино попало более 90%, вытекших из хранилища нефтепродуктов – 19.1 тыс. из 21,16 тыс. т.
Спор между ведомствами и хозяйствующими субъектами не закончен. Так что коренным народам Таймыра не стоит торопиться с подписанием каких бы то ни было соглашений.
Мурашко Ольга Ануфриевна – этнолог, научный сотрудник НИИ и Музея антропологии МГУ, эксперт Центра содействия коренным малочисленным народам Севера (Москва), член Международной рабочей группы по делам коренных народов IWGIA.
3 thoughts on “Ольга Мурашко. Мне кажется, что это очередной обман коренных народов”