Дмитрий Бережков. К вопросу о репрессиях

Недавно «ОВД-Инфо» опубликовал итоги по репрессиям в России в 2024 году. Беглый анализ этого и других подобных документов показывает, что больше всего политических дел — в Москве, аннексированном Крыму и Башкортостане. В Москве — всё понятно: оппозиция, антивоенные активисты, студенты, журналисты. Но если смотреть не только на голые цифры, а на количество дел по отношению к числу жителей, то особенно тяжёлая ситуация — в Крыму и Башкирии. И это не случайно.

В Крыму с 2014 года — почти 350 политических дел, из них 19 только за последний год. И это только то, о чем известно публике. Почти все репрессии в Крыму — против крымских татар. Преследуют не за митинги (они там давно ушли в прошлое), а за слова, интервью, участие в религиозных и культурных мероприятиях. В общем за инакомыслие.

После аннексии 2014 года силовики получили карт-бланш. В Крыму отрабатываются репрессивные практики, которые потом распространяются на всю Россию. Но следует признать – в Крыму всё происходит быстрее и агрессивнее. При этом почти все репрессии в Крыму — против крымских татар – одного из коренных народов.

А в Башкирии — «Баймакское дело». После ареста активиста Фаиля Алсынова, который защищал башкирскую землю от разграбления, люди вышли на улицы. Почти 100 задержаний, десятки уголовных дел. И снова — удар пришёлся по коренному народу, по тем, кто говорит на своём языке, борется за свою землю, сохраняет культуру.

Москва — имперский центр политических репрессий. Крым — полигон, где уже десятый год ломают сопротивление коренных народов. Башкирия — сигнал национальным элитам от коллективного ФСБ – будем ломать и мучать, если посмеете поднимать голос.

Это не просто география. Это — стратегия.

Дмитрий Бережков, редактор iR. 25 марта 2025 г.