Иван Ларин. Нас приравняли к обыкновенному городскому жителю

На Камчатке, которую традиционно называют «рыбным столом России», есть одна застарелая проблема, которая очень сильно портит имидж нашей страны в глазах всего цивилизованного мира. Это проблема отношения к коренным малочисленным народам, населяющим полуостров. Камчатка – родина, традиционное место проживания коряков, ительменов, чукчей, эвенов. И все они живут плохо, потому, что фактически лишены права вести традиционный образ жизни. Коренные народы Камчатки бедствуют, а каждый «рыбий хвост» им приходится буквально выпрашивать у властей. Между тем, официально на полуострове написаны и подписаны горы документов, гарантирующих вроде бы аборигенам достойную жизнь. Но эта жизнь так и остается на бумаге. Очень недовольны были КМНС Камчатки экс-губернатором Илюхиным, который, по их мнению, «служил только рыбным олигархам», а их притеснял. Нового губернатора ждали с надеждой. Но прошло несколько месяцев после приезда в регион Владимира Солодова, и люди поняли, что их опять обманули. Как живут коренные жители Камчатки и чем они недовольны, выяснял Vostok.Today.

В 2018 году «красная», лососевая путина на Камчатке выдалась самой богатой за последние 110 лет – рыба буквально выплескивалась из рек. Тогда же Камчатка стала самым скандально известным регионом в России. Даже местные власти заявили: таких объемов нам не взять. Рыбопромышленники, чтобы не снижать цены, выбрасывали тонны рыбы в поля, на берега бухт и рек, красной икрой кормили скотину, туристы выкладывали в интернет фото и видео, как на одной из лесных дорог им пришлось в прямом смысле идти и ехать по красной икре и рыбе. Но цены на Камчатке держались стойко – никто их снижать не собирался. 

Но хуже всего пришлось коренным народам. За попытку наловить рыбы их ловили, возбуждали на них уголовные дела. Власти региона выделяли им участки для рыбалки за 150 км. от родных стойбищ, при этом, чтобы туда попасть, нужно было преодолеть пять полноводных рек. Желающих рыбачить так далеко не находилось. Жалобы на губернатора Илюхина летели во всех инстанции. Наконец, президент снял Илюхина, а врио губернатора Камчатского края был назначен Владимир Солодов. КМНС было обрели надежду на человеческое к ним отношение.

Но сегодня, поговорив с представителями родов аборигенов Камчатки, корреспондент Vostok.Today убедился: никаких перемен к лучшему со сменой руководителя края не произошло.

Иван Ларин

Старейшина стойбища Уйкоаль Иван Николаевич Ларин не скрывает эмоций: вопросы по ведению традиционного образа жизни аборигенов как не решались, так и не решаются! 

«Никак они не решаются! Никак! Что это за решение, когда коренных жителей, ведущих традиционный образ жизни, приравняли к обычным горожанам?! Одинаковые квоты на вылов рыбы! Как мне жить на 100 кг рыбы в год со всей моей семьей? А семья у меня – 24 человека. Мы живем на прибрежной косе. До ближайшего поселка 15 км. Мне нужно дрова купить, завозить, мне нужно бензин, здесь же ни электричества, ничего – это стойбище! Сюда добраться как-то еще нужно. А нас приравняли к обыкновенному городскому жителю. И даже разговаривать с нами власти не хотят. Сколько писали, разговаривали, уговаривали – бесполезно! Мне рыба нужна не только на еду, хозяйственная деятельность предполагает, что я рыбу и продам, чтобы купить все это – дрова, топливо, и так далее. Нас поставили в условия, я считаю, намеренно, невыносимые. Браконьеры и те лучше живут. Мы никуда не бегаем, наше стойбище уже 15 лет стоит на одном месте. У нас земля по закону оформлена. Мы здесь живем, ведем традиционный образ жизни, пытаемся вести, но нам не дают. Нас просто выживают с земли наших предков. Отношение унизительное, будто пришлые мы какие-то», – рассказал Иван Ларин

Старейшина Уйкоаль с горечью заметил, что смена руководителя региона никаких изменений не принесла:

«Столько надежд было. Но ничего не изменилось. Мы все время пытаемся с Владимиром Солодовым встретиться. Он говорит – только после выборов. Но ведь мы – такие же избиратели, как все остальные. Мы бы тоже хотели задать вопросы, узнать, какие у него планы по поддержке коренных народов. А после выборов ведь неизвестно, что будет. Может, он вообще отвернется от нас и скажет: «да зачем вы мне нужны?». И будет продолжать политику Илюхина. И будет все то же «илюхинское» постановление 190П, по которому получи абориген 50-100 кг рыбы на год и иди восвояси, и больше ничего не проси. Мы обращаемся в штаб его предвыборный, но и там ответ: «только после сентября, сейчас у него на вас времени нет». Ну и как мы должны к нему относиться? Он один час найти не может, чтобы с людьми встретиться, поговорить, на вопросы ответить! Мне внуки говорят: «Дед, почему рыбопромышленники рыбу ловят, приезжие ловят, туристы, а ты не можешь?». А я не знаю, что им отвечать», – возмущен старейшина

Ранее мы писали о том, что не только аборигены Камчатки, но и жители полуострова других национальностей, лишены возможности вдоволь есть рыбу. По анонсированной врио губернатора Владимиром Солодовым программе «Доступная рыба» в продажу для простого народа в разгар рыбацкого сезона выбросили мороженную камбалу. По словам депутата краевой думы Владимира Пучковского, свежая рыба продается на рынке, у браконьеров и стоит очень дорого. 

Почти в два раза урезали госфинансирование власти Камчатки на поддержание традиционного образа жизни аборигенов. В 2020 году всем КМНС Камчатки выделено 5 млн рублей, в 2019 году выделялось порядка 9 млн. 

Источник – Vostok.Today.

Leave a Reply

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.