В Ямало-Ненецком автономном округе развернут сбор гуманитарной помощи для 72-летней Надежды Вануйто, у которой сгорел чум — единственное жильё, в котором она проживала. Об этом сообщил ямальский активист Ейко Сэротетто.
Управление по делам коренных малочисленных народов Севера Ямальского района опубликовало обращение с просьбой передать пострадавшей варежки, носки, чай и сахар. Также был открыт пункт приёма помощи и указан банковский счёт с назначением платежа «Гуманитарная помощь».
При этом, как отмечает Сэротетто, в официальном сообщении не поднимается ключевой вопрос — почему пожилой человек в 2026 году в одном из самых финансово обеспеченных регионов страны вынужден жить в чуме, не имея постоянного и безопасного жилья.
“Помочь, конечно, надо. Вещи и деньги для Надежды очень нужны, – подчеркивает активист. – Но я задам один вопрос, на который в их посте нет ни слова: Где её квартира? Почему 72-летняя пенсионерка, коренная жительница, в 2026 году в богатейшем регионе России вынуждена жить в чуме? Почему её дом – это брезент и шкуры, которые может спалить одна искра? Им легко написать: «принесите носки 37-го размера». А спросить «где её дом?» – сложно”.
По словам Сэротетто, ситуация демонстрирует системную проблему подхода к социальной поддержке представителей коренных народов Севера.
“Система готова оказать помощь: прислать соцработника с пакетом сахара. Но система НЕ ГОТОВА решить главное – дать человеку нормальное, постоянное, безопасное жилье”, – отмечает он.
Активист подчёркивает, что традиционный образ жизни не может использоваться как оправдание отсутствия альтернативы.
«Управление по делам КМНС» должно управлять делами КМНС. А главное дело пожилого человека – не выживать после пожара, а жить достойно. Не стыдно просить носки? Стыдно должно быть за то, что человек в 72 года вообще в такой ситуации. Пока мы латаем дыры благотворительностью, власть думает, что так и надо. Что чум – это «традиция», а не крайняя необходимость, когда все другие пути закрыты”, – отмечает активист.
Сэротетто подчёркивает, что общественная помощь пострадавшей будет продолжена, однако считает необходимым добиваться официального ответа от профильных ведомств.
“Настоящая помощь – это когда пожилому человеку не нужно бояться, что завтра он останется на снегу”, — резюмирует он.
Ранее Ейко Сэротэтто запустил кампанию коллективных обращений в Следственный комитет. Причина кампании в том, что коренные народы Ямала годами стоят в очереди на жилье по региональной программе улучшения жилищных условий. Сейчас в очереди около 5 000 семей из числа коренных малочисленных народов Севера.
Фото: Голос тундры

