Ейко Сэротэтто выступает перед участниками собрания оленеводов (“Митинг в тундре”). 27 марта 2019 года, Новопортовская тундра, Ямальский район, Ямало-Ненецкий автономный округ
Из-за деятельности человека меняется климат, и это сказывается на жизни людей. Коренные народы, быт которых тесно связан с природой, часто первыми замечают происходящие изменения.
Еще в 1998 году, когда изменение климата для многих не казалось чем-то существенным, коренные, живущие вдоль побережья Берингова и Чукотского морей, сообщали об отступлении морского льда, высыхании тундры, усилении штормов, уменьшении летних осадков, более теплых зимах и меняющихся путях миграции и численности некоторых диких животных. Коренные народы уже много лет говорят о своих проблемах и пытаются привлечь к ним внимание.
На международных климатических конференциях они рассказывали о трудностях с оленеводством, разрушении зимних дорог, изменении экосистем (например, уходе диких оленей дальше на север) и непредсказуемой погоде. Но ещё сильнее климатический кризис влияет на культуру коренных народов.
Ксения Большакова, долганка и активистка из российской Арктики, подчёркивает фундаментальную взаимосвязь долганского языка и оленеводства — основы жизни долганов и источник их средств к существованию. По мере того как оленеводство становится всё более затруднительным из-за климат-кризиса на Таймыре и долганы меньше погружены в традиционный образ жизни, они начинают меньше говорить на родном языке. Это может привести к его утрате, как это уже произошло с языками других коренных народов Сибири.
В этом контексте особенно важным становится сохранения традиционных знаний, например, через создание архивов.
Так, проект RIMA — Russian Independent Media Archive (Российский независимый медиа архив) занимается сохранением работы независимых журналистов, которые документируют политическую и культурную реальность с 2000 года.
В архиве можно найти новость о том, как в 2019 году Минюст ликвидировал крупнейшее НКО, занимавшееся проблемами народов Севера. Организация успела просуществовать почти 20 лет и имела аккредитацию при крупных международных структурах, например, ООН. Директор НКО Родион Суляндзига тогда отметил, что реальная причина давления в том, что они защищали права коренных народов, которые нарушаются при промышленном освоении, как на уровне России, так и на международных площадках.
Всего через два года после этого 116 международных организаций и десятки частных лиц подписали открытое письмо с требованием остановить репрессии против защитников коренных народов.
Так, полиция завела дело на ямальского активиста Ейко Сэротэтто «за организацию незаконного собрания в тундре», а именно — за собрание оленеводов и рыбаков. Вменить митинг ему в итоге не удалось, поэтому Ейко обвинили в драке, зачинщиком которой он не являлся, и осудили на три месяца ограничения свободы. «Я вижу, что для властей коренные народы — это проблема при освоении Арктики и её ресурсов. Коренные народы нужны как танцующая, развлекательная составляющая для туризма», — комментирует активист-саам Андрей Данилов, против которого также были развёрнуты государственные репрессии.
«Иноагентство», психушка, уголовные дела — вот что ждёт активиста в России, — резюмирует он.
В планах RIMA собрать архив всех российских независимых медиа, начиная с 2000 года. Вы можете подписаться на @svobodasnova, чтобы не пропустить релизы медиа и инструментов борьбы с цензурой.
Источник – Arctida
