Станислав Белковский. Илон Маск теперь у нас начальник, которому можно пожаловаться. Это уже не Владимир Путин, что тоже требование и веление времени

Андрей Евгеньевич из Москвы спрашивает о судьбе корпорации «Норильский никель» и действительно ли есть вероятность, что там поменяется верховное руководство.

Уважаемый Андрей Евгеньевич! «Норильский никель» на этой неделе продолжил свою информационную кампанию, заявив, что не считает окончательным размер ущерба, рассчитанный Росприроднадзором, от разлива топлива после экологической катастрофы на ТЭЦ-3 в Норильске 29 мая, и будет еще с государством торговаться.

Апокриф гласит, что на конфиденциальной встрече с президентом Владимиром Путиным генеральный директор «Норильского никеля» Владимир Потанин поставил вопрос именно так, на что г-н Путин раздраженно ответил: «Ну, можете, наверное, снизить сумму возмещения ущерба через суд». На сегодняшний день эта сумма составляет 148 млрд. рублей, то есть примерно 2 млрд. долларов. В переводе с путинского на русский это означает: «Если вы хотите заплатить гораздо больше, то идите в суд». Сейчас «Норильский никель» в суд не идет, но всячески тянет резину.

Тем временем, кстати, «Абориген-форум», неформальное объединение экспертов, активистов и лидеров организаций коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, обратился в качестве большого начальника не к кому-нибудь, а к Илону Маску, главе компании «Тесла», с призывом ни в коем случае не закупать палладий и другие металлы у «Норильского никеля», пока корпорация не разберется с тем экологическим ущербом, которыей она наносит Таймырскому Долгано-ненецкому муниципальному району и городу Норильску.

Илон Маск вроде больше не собирался в ближайшем будущем закупать никеля, палладия и так далее. Он теперь у нас начальник, которому можно пожаловаться. Это уже не Владимир Путин — это Илон Маск, что тоже требование и веление времени.

Конечно, сегодня федеральная власть после этой череды экологических аварий весьма тщательно присматривается к «Норильскому никелю». Вдруг неожиданно выяснилось, что «Норильский никель» заплатил за 2019 год 5 млрд. долларов дивидендов крупнейшим акционерам, а Владимир Потанин за минувшие годы получил через дивиденды 30 млрд. долларов.

При этом «Норильский никель» экономил на всём, и в первую очередь очередь на инвестиционных программах, связанных с защитой и охраной окружающей среды. Бывший замглавы Росприроднадзора Олег Митволь вспоминал, что когда «Норильскому никелю» начислялись штрафы в размере миллиардов рублей, они потом сокращались до сотен тысяч рублей. Корпорация чувствовала себя в этом смысле в полной безопасности.

Конечно, федеральная власть может проявлять интерес к тому, чтобы весь этот финансовый поток забрать себе. Заодно и защиту окружающей среды, но в первую очередь финансовый поток. В результате чего генеральным директором «Норильского никеля» может стать просто прямой представитель Владимира Путина, с акционерами корпорации впрямую не связанный.

Возьмем хотя бы уже разрекламированного нами прежде Кирилла Дмитриева, главу Российского фонда прямых инвестиций, который тесно связан с семьей Владимира Владимировича через вероятную дочь президента Екатерину Владимировну Тихонову, и который был одним из пионеров тестирования вакцины против коронавируса от центра имени Гамалеи.

Надо сказать, что в смене руководства и изменении дивидендной политики не заинтересованы обе важнейшие группы акционеров. Это и Владимир Потанин, это и Олег Дерипаска, поскольку для Олега Дерипаски и его обремененных долгами компаний типа корпорации «Еn+» эти крупные дивиденды особенно важны — больше, чем для Потанина. Но это уже будет решать Владимир Путин.

От того, насколько «Норильский никель» будет сегодня лоялен федеральной власти, насколько быстро он выплатит в федеральный бюджет компенсацию в 2 млрд. долларов, будет зависеть то, насколько последовательным и настойчивым будет Кремль в смене руководства «Норильского никеля».

Источник

Leave a Reply

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.