Какой пойдем дорогой?

11 ноября состоялось очередное онлайн-заседание Дискуссионного клуба Лаборатории устойчивого развития Проектного офиса развития Арктики, посвященное будущему региона. Участники заседания говорили о своем видении Арктики в 2035 году.

Кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Института проблем промышленной экологии Севера Елена Ключникова рассказала, что пятнадцать лет занимается составлением сценариев возможного развития Баренц-региона. Они могут быть основаны на разных факторах – экономике, международной политике, социальном развитии. В качестве пищи для размышлений эти сценарии Елена Михайловна предлагает молодым и взрослым ученым, а также студентам на различных форумах и конференциях. И молодежь выбирает путь, основанный на социальной политике.

– Один аспирант сказал, что для Арктики очень важно социальное развитие. Он не хочет уезжать, поскольку на родине у него все есть – родные, квартира, и жить удобно и хорошо. Но все равно уедет, ведь ему нечего здесь делать, некуда приложить свои таланты. Зачем нам развивать Арктику, если вся молодежь уезжает в столицу? Нет какой-то цели, которая бы удержала ее.

Елена Ключникова также отметила, что российская Арктика очень неоднородна. В одних городах жизнь подчинена какой-то цели, имеет общий стержень, в других этого стержня нет, и люди оттуда уезжают.

Координатор проекта «Центр подходящей работы» ПОРА Светлана Шилина затронула еще одну демографическую проблему Заполярья –дефицит квалифицированных кадров, вызванный оттоком разочарованной в будущем молодежи. Людей меньше, чем рабочих мест, что подтверждается опросом работников кадровых служб Арктического региона. Заполнить «дыры» на рынке труда пытаются с помощью вахтовиков, однако эти люди зачастую не имеют должного уровня квалификации, не защищены юридически, и переломить эту систему быстро не получится.

По словам научного сотрудника Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Вячеслава Шадрина, возврат к жизни без вахтенного метода уже невозможен. Да и не нужно возвращать прошлое. Необходимо искать новые формы взаимодействия, баланс между индустриализацией и традициями коренных народов севера. По мнению Вячеслава, это поможет с надеждой смотреть в будущее Арктики.

Отток населения может быть снижен, если города станут удобными – так считает старший преподаватель МАГУ Татьяна Батова. Грамотно организованная городская среда особенно важна в Арктике. Сейчас взрослые в Заполярье болеют больше, чем в средних широтах, поскольку привычный «средний русский город» в северных условиях неудобен и не учитывает региональных особенностей и потребностей. Для повышения качества жизни людей важен свет, правильные цветовые решения, повышение связности занятых человеком пространств по принципу «шаговой доступности», поэтому арктический дизайн – это не просто словосочетание, а очень важная для будущего составляющая стратегии развития.

О различных сценариях развития Арктики говорил и доцент кафедры управления инновациями МГИМО(У) МИД России Андрей Криворотов. По его мнению, на ближайшие полтора-два десятилетия всю глобальную динамику будут определять три тенденции. Прежде всего этопроцесс глобализации, смены мирового политического и экономического устройства, частью которого является Арктика. Второй серьезный фактор – это глобальное потепление, которое сильнее всего ощущается именно в полярных широтах. Третий момент – цифровизация, которая создает уникальные возможности для региона, объединяя труднодоступные населенные пункты и предприятия, но и разделяет молодежь, обедняет культуру и приближает ее своеобразие к некоему «общему среднему». Исходя из этих факторов, Андрей Константинович предположил два наиболее возможных пути международных взаимоотношений в Арктике.

Первый путь предполагает возникновение «арктического общего рынка», открытого для сотрудничества всем государствам мира, вот второй грозит расколоть Арктику при неравномерном развитии региона, ограниченном международном сотрудничестве и жестком разделении по секторам влияния без допуска стран, не имеющих арктических территорий.

Негативное влияние изменений климата на развитие Арктики предложил неординарным способом решать ведущий инженер северо-восточной научно-экспериментальной станции в п. Черском (Якутия) Никита Зимов. Уникальный заказник, на территории которого живут копытные – северные олени, зубры, бизоны, бараны, верблюды и яки – не случайно называется Плейстоценовым парком. Когда-то на месте сегодняшних тундр густо росла трава, а по ней бродили стада травоядных. Уничтожение этой фауны привело к обеднению флоры и изменению гидрологического баланса почв.Воссоздание экосистем прошлого на ограниченной территории, как считают «отцы» парка, может восстановитьэтот баланс и воспрепятствует углеродной эмиссии из почвы в атмосферу.

Старший советник по возобновляемой энергетике и электромобильности организации «Беллона» Юрий Сергеев добавил к картине возможного «климатического комфорта» еще один яркий штрих. Проект Barents-Baltic Electric Road подразумевает создание сети заправок для электрокаров на трассе Санкт-Петербург – Мурманск. Это может понизить выброс вредных веществ в атмосферу.

Подводя итоги заседания, директор мурманского офиса ПОРА Евгений Боровичев отметил, что разговор получился разноплановый, учитывающий и гуманитарные и технические аспекты, и предложил обратить внимание на важнейший, по его мнению, ресурс Арктики: человеческий капитал.

– С одной стороны, мы живем в очень сложной природе в сложных климатических условиях. С другой стороны, Арктика – это промышленно развитый регион. И конечно, необходимо умно сочетать развитие экономики и промышленностии при этом не вредить этой природе или минимально нарушать ее. И, конечно же, то, каким образом мы подойдем к 2035, 2050 или 2100 году, зависит только от нас и от тех решений, которые мы как экспертное сообщество будем рекомендовать.

Источник